Деревня Норинская Архангельской области. Поэт Иосиф Бродский в ссылке

Сельские жители пригласили режиссера, чтобы он снял у них фильм о Бродском

Развлечения
27 января состоялась премьера документального фильма Николая Якимчука «Иосиф Бродский: северный край».

Он — о пребывании поэта в архангельской ссылке. В 1964 году Бродский был осужден за тунеядство и полтора года провел в деревне Норинская Коношского района. Как ни странно, Бродский впоследствии называл годы ссылки «одним из лучших периодов своей жизни»: в деревне его приняли дружелюбно, к нему пришло чувство «связи с народом».

Создатели Дома-музея Бродского в Норинской утверждают, что это они подсказали Николаю Якимчуку идею фильма.

— Мы нашли в интернете сообщение о том, что Николай Якимчук снимает фильм, и пригласили его к нам, — рассказала «Вечерней Москве» директор музея Ольга Терехина. — Ведь период в Норинской для Бродского был самым творчески насыщенным. Не знаю, какая у режиссера была тема до этого, может, и другая. Но он снял фильм о нашей земле.

В картине можно увидеть местных жителей, помнящих питерского ссыльного. Майя Забалуева рассказывает, как Бродский приносил стихи ее покойному мужу, журналисту районной газеты. В редакцию он попал перед обеденным перерывом, и Альберт Забалуев пригласил поэта поесть у них дома. Вера Черномордик вспоминает, как Бродский вместе с ее мужем Владимиром сочинял русский текст к песне «Лили Марлен». Прозвучат и эксклюзивные интервью.

— Сестры Ждановы рассказывают, как в деревню приезжала Марина Басманова (возлюбленная поэта. — «ВМ»), — говорит Ольга Терехина. Они тогда были девчонками. Марина привезла им куклу, ленты для кос — здесь этого не продавалось. Бродский уходил на целый день на работу, а она оставалась с девочками, гуляла с ними в поле, плела венки. Про маму девочек Марию Ивановну Жданову писали часто. А вот Нина и Валентина раньше никогда воспоминаниями не делились.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Лепский, первый заместитель главного редактора "Российской газеты", автор книги "В поисках Бродского":

 Меньше всего Иосиф Бродский хотел, чтобы читатели говорили о его страданиях. Судить о поэте он предлагал по стихотворениям, а не по биографии. И еще Бродский не хотел, чтобы его считали обиженным советской властью. Себя он называл не антисоветским поэтом, а асоветским, то есть аполитичным. Это и бесило власть.

Есть еще одно важное обстоятельство. Через много лет, когда Иосиф Бродский уже получил Нобелевскую премию и власть в нашей стране изменилась, всем стало понятно, что дом, в котором он жил в деревне Норинская, необходимо сделать музеем. Его открыли совсем недавно, в 2015 году. Я был в нем — это хороший музей, и большое спасибо людям, которые его создали. Там нет только одного: нигде не сказано, что поэт не должен страдать лишь за то, что пишет стихи. Иосиф Бродский не воровал, не убивал — вся его «вина» заключалась в том, что он был поэтом.     

amp-next-page separator