Чтобы память на Земле не умирала. В театральном центре «На Страстном» прошел спектакль «Дневник Анны Франк»
Театров в Москве много -везде премьеры и «звезды», но когда зритель сам открывает талантливых режиссеров и актеров, - это сродни нахождению клада или некой другой ценности.
Театральный институт имени Щепкина представил дипломный спектакль курса Бейлиса-Иванова «Дневник Анны Франк» и заслужил море оваций.
Молодые артисты рассказывали документальную историю 13-летней еврейской девочки Анны Франк о чудовищном режиме фашистов в Нидерландах во время Второй Мировой войны. Анна сама описала тот кошмар, который переживала ее семья, ее друзья, другие еврейские семьи с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 года. На августовской дате записи девочки обрываются. Анну и всех обителей убежища - чердака одной из контор Амстердама арестовало гестапо. Анну и ее сестру Марго отправили в концлагерь Берген-Бельзен, где девочки умерли. Дневника в лагере у Анны с собой не было. Она его обронила в том убежище, где, не выходя на улицу, пряталась ее семья два года. «Дневник Анны Франк» был опубликован ее отцом Отто Франком, и он – ценный документ эпохи.
Анна (Ангелина Стречина) очень любила своего папу (Дмитрий Кривошеев). Она была сорванцом, колючим подростком с мальчишескими манерами, говорила все, что думает, и за это получала от красавицы-мамы (Ксения Савицкая) замечания. Какого же было удивление мамы, когда на еврейский праздник Анна приготовила подарок – расписку о том, что в течение 10 часов будет выполнять все, что ей прикажут родные. Анна всем приготовила подарки, даже кошечке Мусе. Но праздник, последний праздник в жизни Анны, был испорчен стуком чужого человека, который прокрался в это здание, чтобы или украсть (подумали, что вор), или выдать их немецким полицаям.
Сегодня трудно представить, как можно не просто два года сидеть в закрытом помещении, когда тебе 13 лет, и хочется бегать, танцевать, кататься на велосипеде, а весь день, до ухода служащих этой конторы домой, до самого вечера, не двигаться, не ходить даже в туалет, а молча сидеть в уголочке. Причем у Анны не было даже своей комнаты, как у других членов семьи. Хозяин этого здания, давший приют гонимым евреям, подселил к ним своего друга – врача-стоматолога Альберта Дуссела (Алексей Душевин). У Анны с этим молодым, нервным и заносчивым человеком возникло непонимание, и она начала перевоспитывать соседа. Он не любил животных, орал на кошку, да, и вообще был занудой. Анна любила жизнь, людей и хотела, чтобы все вокруг любили друг друга, не враждовали. Анна Франк хотела, чтобы ее мысли, чувства дошли до других людей, и поэтому писала Дневник. Несмотря на то, что даже среди таких же узников, как она, были недовольные ее записями. Сосед Герман Ваан Дан (Александр Цереня) однажды предупредил свою супругу: «Будь осторожна, она (Анна) все это запишет в свой Дневник».
Дневник подарил Анне ее папа, на 13-летие. Девочка была очень одинока. Ведь раньше они жили в Германии, но когда пришел к власти Гитлер, эмигрировали в Голландию. У Анны не было друзей, и она придумала подружку Китти, которой писала письма в своем «Дневнике». Не было друзей и у ее соседа в убежище – Питера. Единственным созданием, к которому он был привязан, был котенок. С родителями Питер не очень ладил.
Студенты Щепкинского театрального института играют родителей и детей убедительно. Они – воспитанники легендарной школы русского реалистического театра, школы психологизма, анализа и абсолютной веры в предлагаемые обстоятельства. Они играют так, что зритель ни на секунду не сомневается в том, что на сцене – чердак дома в оккупированной фашистами столице Голландии, и на этом чердаке прячется от фашистов несколько еврейский семей. Зрители с замиранием сердца наблюдают за жизнью в темнице представителей еврейского народа, которого истреблял Гитлер. Конечно, зритель знает – трагический конец этой истории, потому что «Дневник Анны Франк» экранизирован и неоднократно инсценирован. Но до конца зритель продолжает верить, что Анна Франк и ее близкие, и вредный доктор останутся живы.
Анна Франк хотела, чтобы ее узнали и запомнили. Она предчувствовала, что ее жизнь будет короткой, и мало, что она успеет сделать. Анна Франк мечтала о том, что когда кончится война, она сможет принять горячую ванну и нежиться в ней часами. У Анны был жизнерадостный характер и весь ее Дневник пронизан если не оптимизмом, то надеждой. Сегодня, к счастью, фашистская идеология запрещена во всем мире, и такого зверства, как концлагерь, нет на Земле, но, к несчастью, отголоски Гитлера и его партии проникают в сознание молодых людей, и толкают их в организации националистов. И это страшно, и этого допустить нельзя.
Спектакль «Дневник Анны Франк» можно посмотреть в Учебном театра Щепкинского театрального института. Ближайший показ – 18 мая.