Вдова А.Германа-старшего, главный редактор киностудии «Ленфильм» Светлана Кармалита на торжественном открытии выставки «Литературная классика на экране», представленной в рамках проекта киностудии «Ленфильм» / Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Памяти Светланы Кармалиты

Развлечения
Печальное известие пришло из северной столицы — вдова Алексея Германа-старшего, соавтор его фильмов Светлана Кармалита скончалась на 78-м году жизни.

Ее всегда представляли именно так: сначала, обгоняя все должности и звания, шло слово «жена», со временем превратившееся в горькое «вдова», потом уже — ее собственные регалии. Светлану Игоревну это не обижало. Она была ярчайшей личностью, талантливой и верной. И ей хватало ума и такта не пытаться притушить свет, идущий от мужа, а всегда находиться рядом, но немного в тени. Когда есть любовь — погибает тщеславие. А любовь у них была великая.

Светлана Кармалита родилась в Киеве, незадолго до войны. Вместе с матерью чудом не стала жертвой Бабьего Яра — уже в конце ведущей туда очереди немецкий офицер милосердно выбросил из строя смертников женщину-славянку с младенцем. Все это Светлана Кармалита, конечно, знала по рассказам матери, но все ленты, которые они делали вместе с Алексеем Германом, были, в общем-то, откликом на войну и сталинские времена. Кармалита была великим гуманистом и имела свою философию жизни, в основе которой лежала простая мораль: надо жить, оставаясь человеком.

В «багаже» Светланы Кармалиты было немного фильмов. Как, впрочем, и у Германа. Однако одна такая лента стоит десяти. Можно вспомнить хотя бы «Сказание о храбром Хочбаре», «Гибель Отрара», потрясающих «Торпедоносцев» или острейшую «Хрусталев, машину!», не говоря об их многолетней с Германом боли — картине «Трудно быть богом». Герман не дожил до выхода этого фильма. Она смотрела ее «за двоих». И была счастлива.

Светлана Игоревна была историком, в молодости работала и внештатником «Литературки», а в конце 1960-х вошла в компанию самых «продвинутых» литераторов и увлеклась запрещенным «самиздатом». Но после встречи с Германом ее жизнью стало кино — настоящее, умное. На Ленфильме Кармалита как главред многие годы занималась сценариями, мечтала о создании синематеки, помогала молодым пробиваться вперед. Для них она была образцом и таланта, и твердости. Лишь благодаря невысокой, скромной Кармалите не сломался под грузом невзгод мощный, но в чем-то очень беззащитный Герман.

Она ушла неожиданно. Остались фильмы. Прекрасный сын. Улыбка. Будем помнить.

РЕДАКЦИЯ ВЫРАЖАЕТ ГЛУБОКИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ СВЕТЛАНЫ КАРМАЛИТЫ.

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ СВЕТЛАНЫ КАРМАЛИТЫ "ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЕ"

amp-next-page separator