Первая посетительница выставки «Москва... Как много в этом звуке…» Татьяна Золочевская изучает пушкинскую столицу по сохранившейся гравюре Ф. Лорие «Подновинское предместье в Москве во время Святой недели» / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Здесь под звуки вальса он встретил Натали. Горожанам покажут портрет пушкинской Москвы

Развлечения
27 июля в столице состоялось открытие выставки «Москва... Как много в этом звуке… », приуроченной ко Дню города. Место для экспозиции выбрано неслучайно, ведь представленные экспонаты создают портрет той самой пушкинской Москвы. На прогулку в прошлое по местам, хранящим память о поэте, отправилась корреспондент «ВМ».

Толика воображения гостей, увлекательный рассказ автора выставки Оксаны Онищенко — и пушкинская Москва оживает на фотографиях и гравюрах экспозиции.

Госпитальный переулок, 4а

С этого здания начинается пушкинская столица. Здесь, в доме графа Бутурлина, поэт обсуждал литературные веяния с коллегами по перу. А библиотека хозяина дома в сорок тысяч томов буквально манила его.

— Здесь же, на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, стояло владение Скворцовых, где и родился Александр Сергеевич, — рассказывает Оксана Онищенко.

Сейчас на том же месте находится производственное предприятие. Лишь «портреты» Москвы художника Делабарта позволяют, призвав все силы воображения, представить, какой видел Москву Пушкин в годы детства.

Московский Кремль

28 августа 1826 года Николай I повелел: «Пушкина призвать сюда. Прибыть прямо ко мне». А через 10 дней в Чудовом дворце состоялась встреча императора с поэтом.

— Дворец, как и большинство построек эпохи Пушкина, до наших дней не сохранился, — рассказывает сотрудница музея Вера Невская.

А ведь здесь Пушкин признался Николаю Павловичу, что 14 декабря стоял бы в ряду мятежников. Здесь он пожал руку императору и пообещал «сделаться иным». И отсюда без государского «ведома он уехал на Кавказ».

Тверской бульвар, 22

1828 год. Дом Кологривова. Бал танцмейстера Генриха Йогеля. Роскошные танцы, дорогие украшения, яркий свет. И в один момент, возможно, на самой высокой ноте во время вальса или просто за светской беседой, Александр Сергеевич встретил ее, шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову.

Через друзей семьи Пушкин получил разрешение бывать в усадьбе Гончаровых по адресу: Большая Никитская, дом 48-50. Представить, как поэт дважды делал возлюбленной предложение, как проходила свадьба на средства, вырученные за залог деревни Кистенево, теперь можно лишь глядя на гравюры. Ведь ни дома, принимавшего тот судьбоносный бал, ни усадьбы рядом уже нет.

Воздвиженка, 3/5

Дом Пашкова — самое, пожалуй, значимое классицистическое здание в городе — с Пушкиным связан весьма опосредованно. Он не жил здесь, гостил редко и с владельцами не очень дружил.

— И все же это абсолютно пушкинское место, — уверяет Онищенко. — Именно сюда в 1827 году поэт ходил позировать Василию Тропинину для портрета. А в 1880 году сын поэта, Александр, оставил здесь сохранившиеся рукописи отца.

Здание успело побывать Дворянским институтом, приютом для экспозиций Румянцевского музея, библиотекой. Но, зная ту тонкую связь Пашковского дома с Пушкиным, начинаешь по-особенному воспринимать это место.

Старый Арбат, 53

23 января 1831 года Александр Сергеевич снял квартиру на втором этаже особняка на Арбате. Это одно из немногих зданий, сохранивших свой первозданный облик. Точно таким видел его Пушкин. Точно такой вид был из его окна.

— За редким исключением вроде Арбата, старую Москву можно представить только по гравюрам, — рассказывает Вера Невская. — Улицы, храмы, а главное — дома, где Пушкин жил и творил.

Рядом проводились народные гулянья, на которые съезжался весь город. Здание — словно портал в прошлое, проводящий мимо старинных особняков по мощеной дороге. А сам Александр Сергеевич с любимой Натали — буквально в минуте ходьбы.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!   

amp-next-page separator