На сцену Таганки вышел «старший сын» Александра Вампилова
Постановка самарского режиссера Дениса Бокурадзе приурочена к 80-летию со дня рождения драматурга и отчасти 100-летнему юбилею основателя театра Юрия Любимова. В свое время Юрий Петрович хотел, чтобы Анатолий Эфрос поставил пьесу Вампилова «Утиная охота», правда, с оговоркой: ее нужно было переделать под эстетику Таганки. Но этого не случилось. Любимов считал Вампилова очень талантливым драматургом, но при этом видел недочеты в его творениях. В 1982 году Юрий Погребничко в соавторстве с Юрием Любимовым на сцене «Таганки» уже пробовал ставить «Старшего сына», но спектакль так и не вышел.Таганка восполнила пробел и доверила молодому режиссеру из провинции Бокурадзе, который хорошо зарекомендовал себя на проекте «Репетиция», снова взяться за «Старшего сына». Известно, что сам Вампилов несколько раз переписывал эту комедию, менял имена героев, диалоги, но, несмотря на тернистый путь, «Старший сын» - одна из самых популярных и любимых пьес современного театра. Сегодня в нескольких театрах Москвы идут постановки «Старшего сына», в частности - в «Табакерке» Олега Табакова. Между прочим, режиссер этой постановки Константин Богомолов не стал вносить коррективы в текст Вампилова, потому что драматург – один из любимых авторов самого Табакова.«Старший сын» - пьеса многослойная и философская. Ставить ее сложно. Она рассказывает об очень важных ценностях: доверии и вере, сострадании, любви, честности и такой сложной субстанции, как «родство душ». В главной роли (настройщика кларнетов Сарафанова) в спектакле Бокурадзе - один из самых душевных, тонких актеров Николай Чиндяйкин. Кстати, он был лично знаком с Александром Вампиловым и играл в одной из ранних постановок «Старшего сына». Но тогда ему досталась сыновья роль Бусыгина. Теперь он – в роли отца.
Таганка пригласила Чиндяйкина из Московского Художественного театра, не зная о его встречах с Вампиловым. Как говорится, случайность – хорошо срежиссированная закономерность. Сарафанов – неоднозначный герой даже по современным меркам, не говоря уже о целомудренной советской эпохе.
Режиссер сокращает дистанцию между отцом и старшим сыном с помощью музыки, которая звучит в спектакле от первой сцены до последней. Сарафанов-музыкант (правда, в последнее время больше играет на похоронах, чем на свадьбах) встречается на одной линии с музыкантом-любителем Бусыгиным с гитарой в руках. Артист, играющий Бусыгина (Василий Уриевский), на гитаре исполняет песни, куплеты и рэп собственного сочинения. Это звучит органично и вполне логично.
В 1962 году, когда была написана пьеса, появилась особая когорта «физиков-лириков», геологов-поэтов, актеров-альпинистов… "Каждый человек рождается творцом", - говорит Сарафанов.
Между прочим, популярная фраза «человек тонкой душевной организации» - вампиловская. Только люди, как говорит Бусыгин, «с толстой кожей», и чтобы разжалобить их, надо как следует солгать. К сожалению, реальность подтверждает, что люди не готовы помогать первому встречному. Не пускают студентов, опоздавших на электричку, на ночлег, хотя на улице холодно, а парни все-таки – из правильной советской эпохи. Все закрывают свои окошечки и двери. Грубо. Вот и приходит к умному студенту мысль назваться старшим сыном Сарафанова (фамилию хозяина дома он подслушал).
Разумеется, комедия Вампилова – не о ночлеге и «жестоком обмане» молодежи. Она – о любви в неуютной Сибири. О том, что любовь может быть случаем, а может и судьбой, что приходит она в разное время – к кому ночью, к кому утром, в разных городах и в разном возрасте. А еще о том, что любовь невозможна без доверия, и очень сложно начинать любовную историю с обмана, как это произошло с Бусыгиным и дочерью Сарафанова Ниной.Лейтмотив спектакля - строки песни "Мир на ладони", которую поет Бусыгин. Спектакль «Старший сын» идет на Малой сцене театра. Он камерный, интимный, в некоторых сценах чем-то напоминает клип певицы Алсу «Зимний сон» - шерстяные носочки, теплые свитера, ночь и неожиданная любовь. Правда, в спектакле, как и в пьесе Вампилова, действие происходит весной. Но в Иркутске – холодные, почти морозные весны. И люди под стать погоде – внешне суровые, но если приходит любовь, то она горячая, настоящая и упорная.
Режиссер Бокурадзе рассказал «ВМ» о том, что случай подсказал ему поставить именно эту пьесу. Как-то раз в родной Самаре он нес кларнет настройщику. И тут ему в голову пришла мысль, что подобный случай был или с самим Вампловым, или с кем-то из его друзей, но непременно пьеса началась с кларнета.
Актуальна ли пьеса «Старший сын» сегодня? Да! Особенно в стране, в которой так много любви и много городов, в стране с огромной территорией, где живут с люди с большим сердцем. Сарафанов говорит, что «люди не знают своих возможностей», и это правда. Разве до встречи с Ниной нигилист Бусыгин мог предположить, что влюбится, как глупый мальчишка, и спадет с него маска самоуверенного нахала от одного взгляда на Нину? Впрочем, в пьесе, как и в спектакле, далеко не все, что мы называем любовью, есть любовь. Младший сын Сарафанова еще слишком зеленый и поверхностный, чтобы даже заикаться о любви. И все его стихи, серенады, клятвы и проклятия - не любовь, а мальчишеский бред.
Холодная ночь – один из героев спектакля. Режиссер создает пространство, в котором люди похожи на лунатиков, и даже двигаются, говорят, как лунатики. Пространство лунного сияния. Спектакль – красивый, нежный, душевный, и в нем немного современного. Если только тексты песен, которые поет студент Бусыгин.
Премьерный показ спектакля для широкой публики пройдет 7 октября.
СПРАВКА
Александр Валентинович Вампилов (1937 – 1972 гг.) - русский советский драматург и прозаик. Он родился в поселке Кутулик Иркутской области, в семье педагогов, и был самым младшим, 4-м ребенком в семье.
Уже в школьные годы Александр Вампилов играл в самодельных постановках, писал стихи и был редактором школьной газеты.
Александр Валентинович закончил филологический факультет ИГУ (Иркутский Государственный Университет) в 1960 году, но еще до этого, в 1959 стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь».
На счету Александра Валентиновича множество пьес, коротких сцен и прозы. Самые знаменитые из них: «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Дом окнами в поле», «Сто рублей новыми деньгами», «Воронья роща», «Провинциальные анекдоты», «Успех», «Несравненный Наконечников» и другие.
По некоторым произведениям Вампилова сняты художественные и короткометражные фильмы, например «Старший сын», «Валентина» (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»), «Отпуск в сентябре» (по пьесе «Утиная охота»), «Прощание в июне», «История с метранпажем», «Провинциальный анекдот» (по пьесе «Двадцать минут с ангелом»). По пьесе «Дом окнами в поле» осуществлены теле- и радиопостановки. А Комедия «Старший сын» шла сразу в 44-ех театрах нашей страны.
Самые ранние записи Вампилова о «Старшем сыне» относятся к 1964 году, когда пьеса носила название «Мир в доме Сарафанова». Первый вариант пьесы был создан в 1965 году под названием «Женихи», в 1967 году Вампилов переименовал произведение в «Предместье», и только потом оно получает название «Старший сын».
Александр Валентинович является посмертным Лауреатом премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне».
17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, Вампилов трагически погиб — утонул в озере Байкал. Его похоронили в Иркутске на Радищевском кладбище.
Памяти Александра Валентиновича установлено множество памятников и мемориальных досок, его именем назван астероид, а в 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр имени Вампилова, где можно ознакомиться с коллекцией личных вещей драматурга.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!