Барабаш Петр Лукич – народный артист России Владимир Ровинский, Барабаш Марлен – заслуженный артист России Сергей Габриэлян / Фото: www.mxat-teatr.ru

Золото партии – не легенда. Подтверждено МХАТом им. Горького

Развлечения
В этот МХАТ как-то немыслимо ходить не при параде: с давних времен в нем сохранилась некая приятная театральная строгость.

Сюда ходят на классику, тут «живут» Островский и Чехов, Горький и Кальдерон, тут детям по-прежнему «прививают» и Метерлинка. К современным авторам МХАТ имени Горького относится избирательно и строго, пробует их вещи на вкус осторожно и поднимает занавес лишь для тех произведений, в качестве которых не сомневается. Мхатовский принцип жизни – поступать так, чтобы не краснеть, оттого и театральные пробы его ювелирны и аккуратны, а поиски новых ходов тут не принято подменять вульгарной разухабистостью. Юрий Поляков мхатовские пробы давно прошел, театр поставил уже несколько его пьес, а к столетию революции подготовил сюрприз, «выпустив» на сцену «Золото партии» - еще одну пьесу Полякова, жанрово обозначенную в книге как «семейная комедия». Выпустил день в день, к революционной дате, не вступая в соперничество с распиаренными и нашумевшими телепроектами, просто и изящно «внеся свою лепту» в обсуждение столетнего юбилея события, перекроившего жизнь огромной страны. К тому же, во МХАТе нынче идет 120-й сезон, так что это был подарок и самим себе. (Видите, как минимум еще один повод для посещения театра обозначился – сходите непременно!)

Комедия ли это? Да, конечно. Зал хохочет, разбирая текст на цитаты. Взрывается аплодисментами, довольно фыркает в такт показанному, боясь пропустить очередную забавную реплику. Любопытно видеть и смешение классических декораций и кинохроники давно минувшего, заплетенных в день сегодняшний – это только начало действу было положено давным-давно, при том самом броневичке и революционных матросах, продолжается-то все сегодня, рядышком, на Рублевке.

 Барабаш Марлен – заслуженный артист России Сергей Габриэлян, Сметанка Оксана Тарасовна – Ирина Архипова / Фото: www.mxat-teatr.ru

Впрочем, смех – лишь поверхностный слой этого драматургического «наполеона». Он обязателен и составляет основу, но его прослойки – куда глубже и вкуснее хрустящих верхних корочек. Жизнь Петра Лукича Барабаша (народный артист РФ В. Ровинский), пенсионера всесоюзного значения, удалась. Он – достойный сын революции, назвавший сына Марленом (заслуженный артист РФ С. Габриэлян), в честь Маркса и Ленина. Дочке Социалине родиться было не дано, зато Марлен вырос и стал банкиром, сменил трех жен на четвертую – «мисс Тамбов» (о тщете смены жен он рассуждает в пьесе ужасно смешно!) Но ныне он на нервах – дела не клеятся, и чудесная жизнь на Рублевке того и гляди даст трещину.

Своя жизнь и история и у фактурной Оксаны Тарасовны Сметанки – сиделки-украинки с высшим историческим (!) образованием, и у ушедшего от нее мужа, тоже историка, сбрендившего на почве национализма и шовинизма: узнав, что супруг готов обнаружить «укровские» корни и у Ахилла, Оксана Тарасовна поняла, что семейная ее жизнь кончилась.

Свои обстоятельства жизни и беременности и у дочки Марлена – ее избранником стал Венька Чегеваров, молодая революционная поросль ХХI века. И у беременной четвертой жены Марлена, променявшей тамбовский подиум на особняк на Рублевке и мечтающей о «феррари». Свои они у полиглота Николая Карловича (как странно-узнаваемы тут имена…), приставленного к одному из марленовских сыновей, Теодоро-Федору, и у батюшки Василия, еще одного банкирского сына, в миру Василия Марленовича. Но в одной точке – помпезной гостиной марленовского дома, где уютно и претенциозно горит камин, но забившийся сортир отравляет атмосферу, все эти судьбы сходятся, пересекаются и дробятся. Тогда на смену смеху приходят и раздумья, и даже нечто горько-щемящее, объяснение которому найти трудно, а может и вообще невозможно. И приходит понимание, что «комедия» это – лишь на первый взгляд, а на самом деле – тонкий саркастический срез времени, слепок того дня, что остался где-то за спиной, на московском Твербуле, когда вы свернули с него к лестнице, ведущей в МХАТ.

- Три раза спектакль показали, и три раза зал был очень разный, - рассказывает Юрий Поляков. – В один день зал просто хохотал, в другой – напряженно слушал. В третий – смеются, но не над тем, над чем смеялись в первый…

(справа налево) Майор Волковец – народный артист России Михаил Кабанов, Барабаш Марлен – заслуженный артист России Сергей Габриэлян / Фото: www.mxat-teatr.ru

Наблюдение точное, и объяснение ему дать несложно. Каков состав – таков и смех. Старик-колясочник, «всесоюзный пенсионер», жизнелюб и охранник советского строя Петр Лукич для одних будет просто понятен, для других – щемяще узнаваем, для третьих, зрителей помоложе, – незнаком совершенно, но интересен как объект изучения. Ну а автор этих строк хохотала над его эскападами, пока не начала вдруг узнавать в нем тех друзей собственного деда, что приходили когда-то в гости, устраивая яркие, незабываемые вечера. И бандиты, что подвезли до родимого дома батюшку Василия, молитвой попросившего о примирении одинцовских и солнцевских бандюганов, вдруг занесли в зал ветерок из 90-х. А гарная дивчина Ксана, она же Оксана Сметанка (манкая, в жовто-блокитной кофточке, потерявшая не пойми ради чьих интересов любимого обаяшка, в исполнении И. Архиповой), – как бы ни хотела казаться примитивной, внутренне многослойна настолько же, насколько «рельефна» внешне. И все это - герои одной большой комедии нашего времени, куда более широкоформатной, чем комедия семейная. Но это, пожалуй, единственное, в чем Поляков невольно не был точен.

А что же золото партии, спросите вы? Оно было, конечно. Прямо под руками, а то и в руках. Но не спрашивайте – где. Надеюсь, увидите, когда придете на спектакль. 

amp-next-page separator