Экспозиция французского музея Террюса состояла наполовину из подделок
Оценить коллекцию пришел искусствовед Эрик Форкада. Осмотрев картины, он сделал удручающий вывод - более половины картин, подписанные именем Этьена Террюса - подделка.
- На некоторых картинах изображены сооружения, которые были построены уже после смерти художника в 1922 году, - заявил Эрик Форкада.
Реакция мэра Эльна на случившееся была однозначной:
- Это катастрофа, - сказал Ив Барниоль.
82 картины уже изъяты полицией для более точной экспертизы. Ущерб, причиненный муниципалитету города, исчисляется 160 тысячами евро. Картины приобретались с 1990 по 2010 год, и руководство музея надеется найти виновных. Как сказал «ВМ» артдилер и эксперт по живописи Иван Самарин, такие подделки встречаются довольно часто. На примере художника Айвазовского, которым Иван Самарин занимается много лет, он рассказал об основных типах подделок.
- Айвазовский - единственный из русских художников, которого стали подделывать еще при жизни. Невероятно плодовитый, он даже подписывал свои картины для разных рынков по-разному - и по-русски, и латиницей. Подделки делятся на две категории - подлинные картины других художников, подписанные поддельной подписью и специально написанные картины "под Айвазовского", - объяснил Самарин.
Для знатока определить принадлежит ли кисти мастера та или иная картина, не так сложно, отметил Иван Самарин.
- В данном случае, поскольку подделывались не столь дорогой художник, а художественное течение фовизма, в котором работал Этьен Террюс, было довольно распространено, то брались работы его современников, а затем просто подделывалась подпись, - сказал он.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Инна Пуликова, искусствовед:
- Ситуация, когда в какой-либо коллекции обнаруживаются единичные подделки, к сожалению, не является чем-то из ряда вон выходящим. Мы не говорим о случаях переатрибуции, когда выясняется, что авторство произведения искусства принадлежит другому достойному художнику. Подделывают все, что может принести хорошую прибыль, на что есть спрос. Произведения искусства подделывают во всех странах мира в течение, я не преувеличиваю, столетий. Китайские мастера XV века подделывали китайский же фарфор XIII века, известны истории о том, что сам великий Микеланджело создавал скульптуры, закапывал их в землю, а потом якобы «находил при раскопках» и продавал их как античные шедевры. Конечно, все владельцы коллекций и музеи, в первую очередь, стараются обезопасить себя и принимают меры для подтверждения подлинности покупок. Приглашаются эксперты, специализирующиеся на творчестве конкретного художника, проводится искусствоведческая и технологическая экспертиза. Новость про обнаружение подделок в музее французского художника Этьена Террюса в городе Эльн необычна лишь очень большим количеством сомнительных произведений. Мы не знаем конкретных деталей приобретения этих работ в собрание музея, но, вероятно, при их поступлении проверка подлинности была недостаточной.