Тартюф - Глеб Подгородинский, Клеант - Василий Зотов / Фото: http://www.maly.ru

Ах, обмануть его не трудно, он сам обманываться рад

Развлечения
На сцене Малого театра появился тонкий и стильный спектакль. Создатели комедии «Тартюф» привнесли в классическую пьесу лирику, юмор и трагикомическое звучание.

Каких только «Тартюфов» не видел наш зритель за годы! Были те, которые выползали из бездны, словно мерзкое чудовище. Были агрессивно витийствующие на площади посреди внимающей толпы.

«Тартюфы» -приспособленцы, «Тартюфы»-провокаторы… И всех их объединяло одно — характеры персонажей пьесы Мольера являются вечными, людские пороки и достоинства переходят из одного столетия в другое, почти не меняясь. Вот ведь парадокс! С наследниками Тартюфа мы сталкиваемся повсеместно и сегодня — в офисе, поликлинике, магазине. Потому, что главный герой — хамелеон, способный менять цвет в зависимости от обстоятельств. Играющий окружающими, как марионетками, он всегда выискивает очередную жертву, способен ее обмануть, создав видимость страдальца, подставляющего левую щеку, когда бьют по правой.

В постановке Владимира Драгунова, чье пристрастие к первоклассной литературе на сцене Малого театра вот уже многие годы остается неизменным, классический сюжет Жана-Батиста Мольера выглядит динамичным и вневременным.

Роскошный дом Тартюфа, созданный фантазией художника Станислава Бенедиктова, в своей глубине таит огромное живописное полотно с картинами жизни светского общества, которое зритель видит через распахнутые окна и дверной проем.

...На сцене появляются возмущенные члены семейства Оргона, активно обсуждающие присутствие самозванца, который постепенно прибирает к рукам власть в доме. Найти защиту у матери Оргона, госпожи Пернель (Татьяна Лебедева), не удается. Пожилая дама — из тех, которым лучше на язык не попадаться, она никому не дает и слова вставить.

Оргон - Виктор Низовой, Дорина - Инна Иванова / Фото: http://www.maly.ru

Так что начало спектакля выглядит громким, скандальным и обозначает наметившийся в семье конфликт.

А первое же появление самого Оргона показывает, в какую именно сеть попался глава семейства. Сотворив себе кумира на земле, он возвел обожаемого Тартюфа на пьедестал, с которого теперь его трудно будет сбросить. Оргон готов отдать дочь замуж за проходимца, выгнать сына, пытающегося ему открыть глаза на происходящее, переписать на Тартюфа все состояние, пустив родных по миру.

Пластика и туповатое выражение лица Оргона (Виктор Низовой) особенно восхитительны, когда, изогнувшись знаком вопроса, он с придыханием интересуется у служанки Дорины сном и аппетитом своего нового любимца: «Ну, а Тартюф?» Необыкновенно хороша и сама Дорина (Инна Иванова) — остроумная, колкая на слова, она способна «разрулить» любой конфликт, являясь настоящим серым кардиналом этого мирка. Под стать ей — и эффектная жена главного героя Эльмира — красивая, хитроватая особа, в точном исполнении Ирины Леоновой.

Свежо и порывисто младшее поколение семьи — пылкий, честный Дамис (Максим Хрусталев) — сын Оргона, и бесконечно ссорящиеся-мирящиеся влюбленные голубки Мариана (Дарья Новосельцева) и ее жених Валер (Александр Наумов). Это ему Оргон пообещал руку дочери, да вот передумал, решив, что брак Марианы с Тартюфом — прекрасный способ породниться с «этим святым человеком».

Оргон - Виктор Низовой, Дорина - Инна Иванова / Фото: http://www.maly.ru

Ну а что же сам Тартюф? Он поистине великолепен. Актерская палитра Глеба Подгородинского впечатляет. Артист предстает перед нами то убогим и болящим, в пластике которого читаются последствия церебрального паралича, то ведет себя как истый альфа-самец, который, поигрывая плеткой и мускулами обнаженного торса, похотливо оглядывает гостиную, где только что пытался соблазнить жену главы семейства.

Думается, что нет особой необходимости рассказывать, чем заканчивается эта поучительная история. Самое удивительное, что, написанная в 1664 году, она по-прежнему продолжает волновать зрителей и собирает полные залы — верный знак того, что актуальность не утрачена. А мы, выходя из театра, погружаясь в круговерть современной жизни, замечаем, как мольеровские персонажи облекаются в плоть, становясь уже отнюдь не смешными, а скорее грустными и даже страшными.

СПРАВКА

«Тартюф, или Обманщик» — пьеса Мольера, написанная в 1664 году. Пьеса широко ставилась на сценах театров мира. Постановка труппы Мольера в первой редакции прошла в Версале еще 12 мая 1664 года, во второй редакции — через три года в театре «Пале-Рояль». В нашей стране впервые была поставлена 22 ноября 1757 года в Петербурге, 21 апреля 1761 — в Москве. Пьеса восемь раз претерпела экранизации. В 1992 году в музыкальном фильме Яна Фрида заглавную роль сыграл Михаил Боярский. Подступался к материалу и Анатолий Эфрос (фильм-спектакль МХАТа, 1989 года). Действие пьесы происходит в Париже. В доверие к хозяину дома втирается молодой человек, истинная сущность которого проявляется, когда хозяин переписывает на него свои капиталы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Подмосковные театры представят тематические спектакли к 9 мая

Парижское веселье Евгения Онегина

amp-next-page separator