Пресс-показ спектакля Андрея Максимова состоялся в театре Вахтангова
В Театре имени Евгения Вахтангова состоялся пресс-показ спектакля известного телеведущего Андрея Максимова «Брюсов переулок» с подзаголовком «Фантазия по произведениям Валерия Брюсова».
Собственно этот подзаголовок и привлек мое внимание. Хотелось увидеть материализованные впечатления современника от чтения произведений одного из основоположников русского символизма, который когда-то владел сердцами и умами творческой молодежи.
Однако представленное на сцене не совсем соответствовало моим ожиданиям в части содержания, но режиссерское решение, подбор актеров вызывали живой интерес. Прежде всего, потому, что во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора… а еще – эгоцентрика, декадента, эротомана…
Действие спектакля развивается то медленно – будто на кадрах замедленной съемки, то неудержимо быстро, как на скачках, которыми будущий символист увлекался в юности по наущению отца, просадившего все состояние на тотализаторе.
Артисты исполняли свои роли то по «школе Вахтангова»; то с заламыванием рук, как в немом кино; то по Брюсову – в духе эстетики русского символизма, использовавшего слова как эмоциональные жесты, а не как знаки с четким значением.
Идею виртуального зеркала, отделяющего сцену от зрительного зала, зеркала, с которым постоянно общается Героиня, режиссер Максимов счастливо позаимствовал из рассказа Брюсова «В зеркале» с подзаголовком «Из архива психиатра», который начинается словами: «Я зеркала полюбила с самых ранних лет… Эта вывернутая действительность, отделенная от нас гладкой поверхностью стекла, почему-то недоступная осязанию, влекла меня к себе, притягивала, как бездна, как тайна».
Теперь о самой пьесе. В ее основу положена повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины», впервые опубликованная в журнале «Русская мысль» в 1910 году. Из-за этой повести, объявленной Цензурным комитетом безнравственной, номер журнала был арестован. Правда, скоро судебное преследование было отменено.
«Почему какие-то гг. цензоры лучше меня знают, что можно читать русской публике и что не должно?! – с возмущением писал Брюсов редактору журнала Петру Струве. – И почему моя повесть, написанная серьезно, строго, иронически, есть преступление против нравственности, тогда как сотни томов, определенно порнографических, мирно продаются в книжных магазинах с одобрения Комитета?!» А дальше уже в манере доносительства: «Все последние романы Арцыбашева, Каменского и всех, иже с ними, а частью также и Куприна, переполнены такими сценами, перед которыми моя повесть – верх скромности и целомудренности».
Начинается спектакль словами, взятыми из другого рассказа Брюсова «Теперь, – когда я проснулся…» с подзаголовком «Записки психопата»: «Я полагаю, что человек в своем первобытном состоянии может жаждать лишь одного – мучить себе подобных». Произнесенные Следователем, слова эти становятся камертоном происходящего.
В спектакле есть несколько «кукишей в кармане», адресованных нынешней власти, но звучат они так мягко и незлобливо, особенно на фоне того, что можно увидеть или прочитать в СМИ, что вряд ли кто-либо обратит на них внимание.
А вообще, мне кажется, вся эта история не просто о любви, а о любви Роковой женщины. И появилась она не просто, а стала продолжением темы, которая волнует писателя Андрея Максимова давно и, думаю, надолго. Весной сразу вышли три его книги на эту тему: антология поэзии о любви ХХ века «Любимая, люби меня», роман «Так любят люди» и сборник собственных стихотворений «Любовь и другие подробности».
К тому же прообразом Брюсовской Натальи многие его современники считали Марию Тарновскую, входящую в число признанных роковых женщин России наряду с Верой Холодной, Галой Дали, Еленой Сергеевной Шиловской, Зинаидой Райх, Лилей Брик…
Получился своеобразный моноспектакль Ольги Тумайкиной – талантливой актрисы, которой по силам любые роли, в том числе и Роковой женщины: таинственной и непредсказуемой, слабой и сильной, манящей и зовущей, притягательной и отталкивающей, умеющей любить и играть в любовь, но всегда желанной для мужчин, которые испытывают к ней страсть с первого взгляда.
У Героини достойная свита из замечательных партнеров. Это – артистичный Игорь Карташев в роли немолодого художника, Юрий Поляк, блестяще сыгравший пылко влюбленного юношу, Виталийс Семеновс в роли сурового Следователя с жаждущей любви душой, и наконец Екатерина Крамзина, сыгравшая одинокую, мечтающую о счастье и понимании кузину Лидочку.
«Брюсов переулок» – несомненная удача режиссера и актеров во главе с Ольгой Тумайкиной и хорошее пополнение афиши Вахтанговского театра.