Постановка «Недоросля» Геннадия Шапошникова / Фото: Диана Евсеева / пресс-служба

Премьера «Недоросля» порадовала москвичей в Театре на Покровке

Развлечения

Думается, что статский советник, создатель бытовой комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин даже не предполагал, что митрофанушкина фраза «Не хочу учиться, хочу жениться!» в XXI веке останется столь же популярной, как и в XVIII, и что выведенные им на сцену «злоупотребления и дурачества» спустя два столетия по-прежнему  «разве и будут внушать смех», но отнюдь «не отвлекут от впечатлений более глубоких и прискорбных».

Глядя на постановку «Недоросля» Геннадия Шапошникова, премьера которого в минувшие выходные порадовала москвичей в Театре на Покровке, становится понятным, отчего пьеса с таким трудом пробивала себе дорогу на российскую сцену. Актуальность темы, испугавшая театральных цензоров два века назад, и сегодня бьет со сцены не в бровь, а в  глаз фонвизинскими умозаключениями «Где государь мыслит, там человечеству не могут не возвращаться его права» или «В человеческом невежестве  утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь...».

Но сегодняшняя ценность «Недоросля» обусловлена в том числе и стремлением предостеречь современных родителей от повторения ошибок митрофанушкиного семейства. Ведь и современное общество, увы, не может похвастаться тем, что полностью избавилось от сорокалетних оболтусов, сидящих на шее своих мамаш, которые, видимо, решились «пасти» великовозрастных чад до конца жизни.

Сюжет спектакля вращается вокруг разнуздавшихся эмоций семьи корыстных крепостных помещиков Простаковых (артисты Сергей Ищенко и Татьяна Швыдкова), надеющихся заполучить богатое приданное  девицы Софьи (Наталия Дербенева), которую господа взяли к себе в дом, предпочитая считать ее сироткой, нежели разыскивать родного дядю и опекуна (Юрий Финякин).

Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину пришел князь Потемкин и весело произнес: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» / Фото: Диана Евсеева / пресс-служба

Яркая и властная Простакова (Татьяна Швыдкова), контролирующая всех и вся, мечтает выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина (интересная работа артиста Владимира Щербакова). А узнав, что богатство Софьи гораздо больше, чем предполагалось, вдруг «сделалась ласковой до самой низости» с Софьюшкой и уже прочит ее за своего ненаглядного сынулю.

Муж Простаковой (артист Сергей Ищенко), забитый и слабый, в этих играх не участвует, но во всем старается угодить своей жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».

С дворовыми слугами, среди которых выделяется  Еремеевна, кормилица Митрофана (выразительная и смешная работа Нины Красильниковой), здесь обходятся, как с предметами домашнего обихода. Вот так и живут. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится», — откровенничает Простакова.  При этом она, разумеется,  старательно исполняет условности своего положения, наняв для воспитания сына учителей, один из которых, Пафнутьич Цыфиркин (Александр Сухинин), — отставной сержант, а второй, Кутейкин (Кирилл Дубровицкий), — бывший семинарист, что говорит о качестве предполагаемого образования.

Фонвизинское определение уровня этого обучения впору сегодня выносить отдельной темой обсуждения в Госдуму: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..» Как актуально звучит, не правда ли?

Сам Митрофан (Алексей Терехов) растает похожим на своих ограниченных предков. Мать смотрит на его разгильдяйства спустя рукава, предпочитая оставить все как есть, за что и получает в финале сполна, вызывая в зрителях самые противоречивые чувства, в числе которых искренняя жалость (опять-таки благодаря тонкой игре актрисы Татьяны Швыдковой) занимает далеко не последнее место.

Сюжет спектакля вращается вокруг разнуздавшихся эмоций семьи корыстных крепостных помещиков Простаковых / Фото: Диана Евсеева / пресс-служба

Обращают на себя внимание в спектакле достойные работы Юрия Фенякина (Стародум), Валерия Ненашева (Правдин). Особняком стоит в галерее образов портной Тишка  (ироничный Михаил Сегенюк) — местный кулибин от портновского дела. Вот уж кто с нуля, да своим собственным трудом способен добиться неожиданных успехов!

Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину пришел князь Потемкин и весело произнес: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Так или иначе пьеса о «злонравия достойных плодах» преподносит нам поучительные сюрпризы по сей день, а столица получила спектакль, возрастной ценз которого определен как «12+», что является достаточно редким явлением в сегодняшней театральной Москве, где по-прежнему не так просто найти постановку, на которую можно было бы с несомненной пользой привести подростка.

amp-next-page separator