Постановка, благодаря хорошо подобранному актерскому ансамблю, получилась эмоционально насыщенной и очень театральной / Фото: Валерий Мясников, пресс-служба театра Вахтангова

Премьера спектакля Луки де Фуско состоялась в столице

Развлечения

В объявленный в России Год театра афиша вахтанговцев продолжает радовать «ее лица необщим выраженьем», предлагая зрителям спектакли разных жанров для всех возрастов и предпочтений. Премьера спектакля «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе Эдуардо де Филиппо, – яркое тому свидетельство.

Известный итальянский режиссер, тяготеющий к сюрреалистической драматургии, бережно отнесся к исходному материалу – одной из самых популярных пьес неаполитанского драматурга Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник» (1959), решив оставить для русской публики шедевр в чистом виде.

Не последнюю роль при выборе пьесы сыграло «особое чеховское послевкусие», которое режиссер ощутил в проблемах повседневной жизни  «маленьких людей» послевоенного Неаполя, чем-то напоминающих порой чеховских героев. Людей добрых, искренних, романтичных, порой простодушных, как дети, и темпераментных, как истинные неаполитанцы; умеющих даже еженедельный воскресный обед с «великолепным рагу донны Розы»  превратить в страстную баталию.

На сцене представлены три дня из жизни семьи простых итальянцев  / Фото: Валерий Мясников, пресс-служба театра Вахтангова

Вообще-то история кризиса среднего возраста – стара как мир, но только в калейдоскопе людей и характеров разноликого, бурлящего страстями Неаполя она  превратилась в грустную трагикомедию со счастливым концом. Талантливое перо Эдуардо де Филиппо значительно разнообразило художественные средства  современного комедийного театра, соединив тонкий психологизм, образность и социальную глубину с буффонной яркостью событий и гротесковостью переживаний. К счастью, всё это присуще эстетике вахтанговского театра, которую понял и по достоинству оценил Лука де Фуско.

Московский спектакль решен им в форме «тетра в театре». По замыслу режиссера, это позволяет теснее переплести прошлое и настоящее. На сцене представлены три дня из жизни семьи простых итальянцев, а кажется, что перед нами проходит вся их жизнь, а заодно и наша собственная, которую мы мысленно проживаем вместе с героями спектакля. 

Несмотря на долгий семейный союз и троих взрослых детей, муж  ревнует жену, считая, что она его разлюбила, а их повседневная жизнь стала скучной и  однообразной. Жена тоже устала – от обидного невнимания и язвительных придирок мужа. Ей кажется, что он ее не любит и живет с ней по инерции. На всё это накладывается извечная проблема отцов и детей.

Правда, до боли знакомая ситуация?

К счастью, к понедельнику все субботние конфликты и недоразумения благополучно разрешаются. Так что в целом спектакль этот о любви – любви разной в своих проявлениях, порой страстной, порой трудной, но искренней и честной.

Несмотря на долгий семейный союз и троих взрослых детей, муж ревнует жену, считая, что она его разлюбила, а их повседневная жизнь стала скучной и однообразной / Фото: Валерий Мясников, пресс-служба театра Вахтангова

Неаполитанец по рождению, менталитету и темпераменту, Лука де Фуско (кстати, он ровесник пьесы!) знает жизнь героев «Субботы, воскресенья, понедельника» не понаслышке. Однако он не пытается превратить русских актеров в темпераментных неаполитанцев с их естественной склонностью преувеличивать, как бы всегда играя определенную роль.

Режиссер предложил исполнителям другое сценическое решение: посмотреть на героев Де Филиппо со стороны, проникнуться их радостями, болестями, мнимыми и истинными страданиями, большинство которых присуще многим семьям Италии и России («Все счастливые семьи похожи друг на друга…»), а потом представить их в лицах – с присущими вахтанговцам юмором, иронией и самоиронией.

Предложил и не ошибся. Спектакль, благодаря хорошо подобранному актерскому ансамблю, получился эмоционально насыщенным и очень театральным.

Трагикомедия Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник» вновь напомнила, какие же великолепные есть у нас актеры, и как жаль, что не всегда бывают у них такие наполненные жизнью и страстями роли.

Образ донны Розы стал бесспорной творческой удачей Ирины Купченко. Воспользовавшись возможностями «театра в театре», актриса представила свое виденье женщины бальзаковского возраста, превратив классическую мелодраму в современную трагикомедию. Она играет, не соревнуясь и не подражая знаменитому киношному эталону, играет с таким блеском и такой самоотдачей, что у большинства зрительниц в сцене любовного объяснения Розы с мужем (конец третьего акта) на глаза наворачиваются слезы сочувствия и одобрения.

Евгений Князев талантливо соединил комедию с трагедией человеческих чувств, не забыв о лирической стороне образа ревнивца Пеппино Приоре. Блестящая актерская работа с игрой на разрыв аорты!

На сцене представлены три дня из жизни семьи простых итальянцев  / Фото: Валерий Мясников, пресс-служба театра Вахтангова

Из троих детей четы Приоре особенно запомнился Рокко в исполнении Леонида Бичевина, артиста многогранного таланта, истинного лицедея вахтанговской школы.

В неожиданной роли предстала Анна Дубровская, блестяще сыгравшая Амелию Приоре – сочетание двуличия, вычурной банальности и жеманства, а по существу женщину властную, но одинокую и глубоко несчастную, которая направила всю нерастраченную энергию на единственного сына.

Сатирически изобразил сына Амелии – Аттилио – Евгений Пилюгин. Сценическое обаяние и чувство меры позволили ему довести образ маменькина сынка до гротеска, но не перешагнуть черту, за которой безвкусица граничит с пошлостью.

Вдохновенная режиссура Луки де Фуско, талантливые исполнители всех поколений, сопровождающая события музыка Никколо Паганини и изобретательная сценография Марты Кризолини Малатеста сделали спектакль гимном всепобеждающей силе любви, которой, как известно, все возрасты покорны.

amp-next-page separator