Сергей Урсуляк: Хороший сериал возникает, где есть достаточное количество денег
«Вечерняя Москва» по многочисленным просьбам наших читателей возобновляет рубрику «К барьеру!». В ее рамках обсуждаются злободневные вопросы современности, сталкиваются абсолютно различные взгляды. Сегодня к барьеру сошлись известные кинорежиссеры — народный артист России Николай Бурляев и лауреат Государственной премии России Сергей Урсуляк. Темой обсуждения стали современные российские телевизионные сериалы.
Сергей Урсуляк, лауреат Государственной премии России:
— Мне кажется, что на любой процесс следует смотреть в динамике. Ситуация с сериалами принципиально изменилась за последние десять лет, их уровень за это время разительно повысился, и большое количество первоклассных режиссеров работают сегодня именно в сериальном производстве. Но при этом надо понимать, что есть разные сериалы. Есть те, одна серия которых снимается за день, и они не претендуют ни на что, хотя это не очень хорошо. И в то же время на каждом уважающем себя телеканале выходят два-три знаковых сериала в год, на которые бросаются лучшие силы. И вот тут результат, как правило, налицо.
Что касается последнего года, то тут были настоящие прорывы, которые важны не только для отечественных сериалов, но и для всего российского кинематографа. Это и «Домашний арест», и «Звоните Ди Каприо» — блестящие работы и в сценарном, и в актерском, и в режиссерском отношении.
Так что мне кажется совершенно неуместным высокомерием говорить о всех сериалах, как о продукции второго сорта. Просто все зависит от того, кто именно сериал делает. Как, собственно, и в большом кино. Как, собственно, и во всем в целом.
Что касается сериалов, которые «не претендуют ни на что», то тут, как я понимаю, каналам нужно элементарно заполнять сетку вещания, и, к сожалению, они часто это делают за счет того, что снято «на коленке». Эта тенденция, увы, существует, я не спорю. Плохое есть во всем. Но рядом с ним всегда было хорошее.
И сейчас хорошего стало если и недостаточно, то точно гораздо больше.
Если говорить об авторах хороших сериалов, то всем они известны — это и Бортко, и Хотиненко, и Досталь, и Прошкин, и Хлебников, и Юрий Мороз. Я, конечно же, сейчас кого-то не назвал и забыл, прошу у них прощения, но с каждым годом, к счастью, количество таких имен прибавляется. Я еще даже не говорю о сериалах, которые я бы обозначил как сериалы «Слепакова-Буслова» и Жоры Крыжовникова — те же «Домашний арест» и «Звоните Ди Каприо». Так что ситуация вовсе не аховая, а наоборот — все очень прилично. Главное, чтобы каналы понимали, что сериалы — крайне важная вещь. Ибо рассказывать большие истории сегодня, я убежден, можно только на телевидении, а не в кино.
Какова формула пристойного сериала? Работая над «Жизнью и судьбой» и «Ликвидацией», я стремился снимать их так же, как большое игровое кино. Так, как меня учили мои мастера.
Хороший сериал возникает там, где есть несколько важных составляющих: достаточное количество денег, артисты, с которыми действительно хочешь работать, и большой подготовительный период, когда тебя не загоняют и ты имеешь возможность пробовать, смотреть варианты. То есть снимать не по принципу «давай быстрей».
Нужно просто работать на совесть — вот и весь секрет. При этом может получиться лучше или хуже, но важно, чтобы это было сделано честно по отношению к себе, к учителям и к зрителю. Нужно уважительно относиться к зрителю, понимать, что он не глупее, чем ты. По этим законам я и стремлюсь снимать. По этим же законам снимают многие другие уважаемые мною режиссеры.
Вы говорите, что некоторые кинематографисты жалуются, что каналы начинают диктовать условия, в сценарии заставляют вставлять «чернуху» или неоправданные постельные сцены, выкручивать руки. Но если я сам хоть раз с этим столкнулся бы, если бы почувствовал, что мне указывают, как и что именно делать, то я ни секунды бы не остался на съемочной площадке.
Вот вы приводите мнение некоторых моих коллег о том, что дешевые мыльные сериалы — это «целенаправленная политика, в конечном итоге сфокусированная на оболванивании зрителя, ибо такими людьми легче управлять». Но я не думаю, что кто-то артикулирует такого рода задачи: «А давайте-ка оболваним нашего зрителя!» Я думаю, что это просто бессовестность продюсеров, режиссеров, сценаристов, то есть людей, которые занимаются производством. Они не уважают ни профессию, ни зрителей, ни себя. И именно поэтому возникает порой печальный результат.
Что касается «исторических» сериалов, которые ругают за то, что они в малоизвестный зрителям промежуток истории вставляют нелепые подробности ради увеличения зрелищности, то давайте обратимся к мировой классике. Ведь существуют великие романы, они исторические, и в то же время — не исторические. Например, романы Дюма. Ну, глупо, согласитесь, к «Трем мушкетерам» подходить по историческим меркам. Для того чтобы делать исторические сериалы, нужно хорошо знать историю. Но в кино никто не отменял понятие жанра, который допускает любые фантазии. И если режиссер позволил себе полет фантазии, то в таком случае сериал просто не должен претендовать на историческую истину в последней инстанции. По нему не нужно учить школьников. Мне кажется, что именно в кино возможны любые допуски, главное, чтобы это было талантливо.
А если вы имеете в виду проблему молодежи, которая при низком уровне нашего образования начинает оперировать фактами из подобных сериалов, то это глобальная социальная проблема — образования, школы, родителей. А не проблема тех, кто делает сериалы. Ведь мы с вами, получившие хорошее образование в СССР, понимаем, что история с подвесками королевы Анны Австрийской имеет мало отношения к взаимоотношениям Франции и Англии периода царствования Людовика XIII. У нас по этому поводу нет иллюзий.
Молодежь должна знать: сериалы — отдельно, история — отдельно. Но вот чего просто нельзя делать, на мой взгляд, так это снимать сериалы в угоду данному моменту, перевирая историю! Кроме того, на любых сериальных съемках (в том числе на «Ликвидации» и «Жизни и судьбе») у меня присутствовали консультанты. Я никогда не выйду на площадку, делая военную картину, без присутствия консультантов. У меня они участвуют и в написании сценария, и на площадке. Но даже и эти два сериала очень разные. В «Жизни и судьбе» я пытался максимально соответствовать исторической правде. А в «Ликвидации» мог позволить себе какие-то отклонения и от правды, и от музыкальной хронологии — там вообще очень много фантазии. Жанр это позволял, поскольку сериал не претендовал на историческую реальность.
Режиссер должен прежде всего ориентироваться на те задачи, которые ставит перед собой, на материал, за который берется. Главное, чтобы в итоге получилось талантливо и убедительно. Вот и сейчас я ищу новый материал. Уверен на 95 процентов, что это будет не экранизация классического произведения — пока у меня к этому нет ни задора, ни интереса. Думаю, что это будет сериал про советское время. Но пока ничего более конкретного сказать не могу.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Телесериалы понижают духовный уровень народа
Николай Бурляев, народный артист России:
— У меня лично вызывают раздражение и удивление почти 95 процентов современных телевизионных сериалов. Вообще, политика топ-менеджеров наших каналов по развитию сериального псевдоискусства не выдерживает никакой критики. (далее...)