«Неудобное место». Видно только люстру театра. Чтобы увидеть сцену, нужно встать и подняться на цыпочки / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Сухой закон театра: на ком из артистов отразилось пристрастие к спиртному

Развлечения

Накануне премьеры спектакля Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» в МХАТ имени Горького произошел инцидент, спровоцировавший полемику: допустимо ли артистам употреблять в театре спиртное и тем более перед спектаклем?

Художественный руководитель горьковского МХАТ Эдуард Бояков сделал замечание артисту Антону Хомятову по поводу запаха алкоголя, исходившего от него. Это и вызвало спор с защитниками выпивающего артиста. В качестве оправдания друга его коллеги по цеху вспомнили всех «терпимых к актерскому пьянству» людей, начав свой список с отца-основателя МХАТ — Константина Станиславского.

Режиссер, народный артист России Валерий Лонской напомнил, что «старейшины позволяли себе даже не рюмочку, а больше».

— Корифеи МХАТ прошлого — Василий Качалов, Борис Ливанов, Павел Массальский, Владимир Белокуров и немало других — часто «попахивали» спиртными напитками и от этого не стали менее талантливыми, — написал он свой комментарий под постом кинокритика Леонида Павлючика в одной из социальных сетей. 

Что здесь скажешь? Качалов, Массальский и Белокуров любили выпить, но никаких эксцессов, связанных с приемом спиртного, у них не возникало. А вот Борис Ливанов пагубную страсть передал сыну — Василию Ливанову — исполнителю роли Шерлока Холмса в легендарном фильме, а от него зависимость перешла и к внуку, его тезке — Борису Ливанову. Борис Ливанов-старший был другом Владимира Высоцкого и, по словам художника Михаила Шемякина, кодировался вместе с ним. Его внук, Борис Ливанов, в состоянии алкогольного опьянения в 2009 году зарезал ножом собутыльника и шесть лет провел в тюрьме.

Так что история с корифеями театра, любившими пропустить в театре «по рюмочке-другой», не такая уж и безобидная.

Как рассказал «ВМ» народный артист СССР Олег Басилашвили, он сам, работая в Большом драматическом театре, наблюдал, как Евгений Лебедев перед спектаклем «Идиот» «принимал по пятьдесят конька». Между прочим, Басилашвили — воспитанник Павла Массальского, которого режиссер Лонской тоже записал в «пьяницы». 

Историю с пьяным дебютом Олега Даля в «Современнике» рассказала «ВМ» незадолго до своего ухода актриса Людмила Иванова.

— С ужасом вспоминаю, что после первого спектакля Олега Даля на сцене «Современника» врезала ему по лицу. Со всей силы. А предыстория моего рукоприкладства такова: во время действия Олег надел на голову стул и ушел с ним... Этого в пьесе не было. Я выбежала за ним и увидела: он пьян, как говорится, «в стельку». И врезала, чтобы не повадно было. Три дня мы потом его искали. Партнеры мне говорили: «Люда, что ты наделала? А вдруг он, такой ранимый, что-нибудь с собой сделает?». Признаюсь, я очень переживала. К счастью, Даль вернулся в театр живой и невредимый и даже попросил у меня прощения. А напился он потому, что боялся выходить на сцену. Дебют же.

О том, что легенда Вахтанговского театра Юрий Яковлев позволял себе здорово выпить, рассказал «ВМ» в 2018 году незадолго до своей смерти внук основателя театра, актер и художник Евгений Вахтангов.

— Юрия Яковлева не меньше десятка раз увольняли из театра. Сам видел объявление о его увольнении, оно и сейчас хранится в театре. К счастью, не уволили.

О загулах Владимира Высоцкого в Московском театре на Таганке столько всего написано, что, наверное, нет смысла это повторять. И ведь если бы не пил Владимир Семенович, то, возможно, играл бы еще много лет. Что касается вечно нетрезвого Михаила Ефремова и его позора в Самарском театре оперы и балета, когда на гастролях со спектаклем «Не становись чужим» он забыл текст и стал что-то придумывать на сцене, да еще и не очень цензурное, то это не обсуждается. Мы любим Михаила Олеговича всякого, как любим и его великого папу, основателя «Современника» Олега Николаевича Ефремова, правда, передавшего по наследству сыну пристрастие к алкоголю.

Напомним, Татьяна Доронина и Олег Ефремов в кино и на сцене были прекрасными партнерами, а в жизни — лютыми врагами. В 1987 году произошло разделение легендарного Московского художественного театра на чеховский МХТ и горьковский МХАТ. Впрочем, букву А из названия театра позже убрал художественный руководитель и директор театра Олег Табаков. Он был почти трезвенником и своих учеников старался воспитывать такими же. Правда, некоторые все-таки угодили в объятия зеленого змия. Все мы помним дорожное происшествие с Валерием Николаевым. Да и Алексей Серебряков тоже большой любитель принять на грудь. 

Что же касается дальнейшей судьбы Антона Хомятова, между прочим, потомственного артиста (его отец, Роман Хомятов, в советских фильмах более 15 раз сыграл полководца Михаила Фрунзе), то он написал заявление об уходе из театра. И ушел. Его роли переданы другим артистам. Непьющим. В горьковском МХАТ новый худрук, Эдуард Бояков, ввел «сухой закон». И новое поколение артистов занимается спортом, изучает иностранные языки и не страдает алкоголизмом, тем более что сегодня это не модно.

И еще. Приглашенный из Театра имени Моссовета Александр Домогаров в течение двух месяцев, репетируя в МХАТ роль Ивана в спектакле Кончаловского «Сцены из семейной жизни», был трезв как стеклышко. Не сорвал ни одной репетиции. Так что «сухой закон» тут распространяется и на приглашенных из других театров звезд. 

amp-next-page separator