Театр «Геликон» представил премьеру спектакля «Орландо, Орландо»
Режиссер Георгий Исаакян в соавторстве с английским дирижером Эндрю Лоуренсом-Кингом и австрийским художником Хартмутом Шоргхоффером рассказал совсем новую историю, где великолепие барочной музыки стало зеркалом современности.
На сцене разворачивается трагическая история, парафраз той, что случилась в американском Орландо в 2016 году, когда жертвами стрелка, сына выходцев из Афганистана, в ночном клубе стали 49 человек. Над спектаклем также работал внук великого русского композитора Сергея Прокофьева — британский композитор и диджей Габриэль Прокофьев. Он автор нескольких «технопауз», вырывающихся из динамиков, что прерывают течение генделевской гармонии, и лишь однажды его «дискотечный бит» отважно входит в прямой, но не смелый диалог с Генделем, а в музыкальный текст постановки введены еще и хоровые номера из оратории «Израиль в Египте». Получается эмоционально насыщенная и очень поучительная притча, наполненная пацифизмом. История рыцаря, который, выбирая между воинской славой и любовью, лишается рассудка, устраивая массовую бойню, что ужасающе схожа с теми, что почти каждый день ныне попадают в ленты новостей.
Только вместо рыцаря на первом плане оказывается социопат-аутсайдер, среда обитания которого — жуткая квартирка и «наставничество» отца, которому по сути до сына нет никакого дела.
Разговор со сцены оперного театра получается жестким, подчеркивающим, что человечество стремительно приближается к черте самоуничтожения. Все исполнители — геликоновцы, для большинства из которых это первое соприкосновение с барокко вообще и Генделем в частности. Однако хор, оркестр, солисты практически без музыкальных убытков отыграли на неведомой территории.
Лишь изредка возникали некоторые трудности с чистотой тона и стиля, особенно когда дело доходило до колоратур. Но без оговорок классно исполнили свои партии Анна Гречишкина (Доринда) и Юлия Щербакова (Анжелика), а контратенор Кирилл Новохатько в роли безумного Орландо стал первой звездой премьеры, даже избыточно обаятельной для такого сложного образа.
Но Георгий Исаакян, для которого «Орландо», можно сказать, уже третья часть его барочной трилогии — где уже были «Геракл» и «Орфей», — рассказывающая историю сегодняшним языком, из тех современных режиссеров, кто умеет и хочет говорить на актуальные, болезненные для общества темы. Но без эпатажа и хайпа.