Кадр из фильма «Гольфстрим» / Фото: Агентство «Артефакт»

Алексей Серебряков: Мучительно сняться в картине и ждать годами, когда она выйдет...

Развлечения

Фильм Евгения Пашкевича резко выделяется на фоне других конкурсных картин. Здесь нет ни острой социальности, ни занимательности детектива, ни оскала кровожадного жанра. Эта лента, сделанная в подчеркнуто эстетской, даже декадентской манере, рассказывает полузабытую легенду о красавице Лилит и ее дочерях Лоле и Лайле, своей красотой и сексуальнстью сводящих мужчин с ума. Напомним, что эта тема когда-то всплыла в творчестве Анатоля Франса в его новелле «Дочь Лилит» в сборнике «Валтасар». Миф о Лилит, противоречащий ортодоксальной библейской версии о сотворении мира, Франс использовал для критики религиозной морали, возводящей в добродетель отречение от земных страстей...    

Авторы «Гольфстрима» не очень-то озабочены религиозной моралью. Их больше интересует мистическая составляющая этой легенды Востока, талмуда и каббалы.  По ней Лилит – первая жена Адама, была создана не из ребра, как Ева, но из глины, как и он сам. Девушка не была признана Адамом равной себе и в ссоре покинула его, отправившись в Вавилон. Незапятнанная первородным грехом, она избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. У нее, по мифу, нет души, она бессмертна и способна изменять свой облик. Она овладевает мужчинами против их воли, и всегда покидает, обрекая на смерть духовную или физическую. Чтобы она ни делала, это не будет ни Злом, ни Добром. Она другого естества....

В трех новеллах картины нам показывают всю глубину искушения этой ненасытной самкой.. Сначала под ее чары попадает торговец картинами, которого играет Вилле Хаапсало. Потом — элегантный парижский денди в исполнении Данилы Козловского... Наконец, наш современник, потертый жизнью художник, — его играет  Алексей Серебряков.

Картина просто неприлично красива, а ее тягучий ритм сродни медитации... Сюжет с обилием эротических сцен - всего лишь повод поразмышлять о категориях счастья, любви, смерти, бессмертия. Авторы утверждают: героини при всех своих женских победах вовсе не счастливы - они не причастны к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к человеческому счастью. Бессмертие их лишено смысла...

У «Гольфстрима под айсбергом» непростая судьба. Картина снималась в течение десяти (!) лет.

- Первая новелла снята в 2000-м году,  - говорит режиссер Евгений Пашкевич. - Потом регулярно кончались деньги. Вторая часть снялась в 2006-м году.  Третья - в 2009-м. После того, как в ноябре 2010-го года был выигран тендер на завершение фильма и к работе подключилась продюсер Наталья Иванова из «Хорошо Продакшн», дело пошло.  В 2011-м году латышско-росийская картина была завершена.

- Как нашли актеров?

- У нас был очень серьезный кастинг. И мы подбирали актеров под Алексея Серебрякова, который уже отснялся у нас. Он стал как бы нашим камертоном.

- А почему все-таки роковая Лейла терпит фиаско в эпизоде с Серебряковым?

- У нас ведь не мессианский или нравоучительный фильм, —  отвечает режиссер. - Это некое духовное пространство заполненнное самыми разными смыслами. Они могут быть очень зыбкими, тревожными, беспоконными. Есть вещи которые не проговариватся... Фабула здесь не является серьзным элементом...

- А как сам Серебряков пережил эти 13 лет ожидания?

- Я вспоминаю работу в фильме 13 лет назад, эти 15 съемочных дней, как один из самых счастливых моментов в моей творческой жизни, - говорит Алексей Серебряков. - Женя - один из глубочайших режиссеров, с которыми я работал. Я пытался идти от его эмоций.

Достаточно мучительно сняться в картине и ждать годами когда она выйдет. Но еще мучительнее — когда она выходит, понимать, что она никому не нужна. Я надеюсь, что наша картина будет интересна людям, которые интересуются кино как искусством, у которых есть необходимое для этого образование. Их не много, но они есть. И очень приятно, что мы в конкурсе ММКФ.

- Никогда у меня на съемках не было такого тщательного обсуждения ролей, - добавляет Вилле Хаапсало. - Евгений пытался направить нас в правильное русло. Очень важен для актера диалог с режиссером, тесное с ним обещние..

- У меня было полное доверие  к режиссеру — добавляет актриса Ольга Шепицкая — он сказал: ничего не бойся, я тебя проведу. Оставайся собой. У меня внутри жила боль - ведь был закрыт наш Рижский ТЮЗ. Эту свою боль я переложила в роль. Боль Лилит помогла мне справиться с личной болью. И оправдать свою героиню...

amp-next-page separator