Режиссер Юрий Васильев во время репетиции спектакля по роману Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Юрий Васильев: Нас привлекла тема взаимоотношений человека с Богом

Развлечения
Корреспондент «Вечерки» беседует с народным артистом, художественным руководителем театра Юрием Васильевым.

Юрий Борисович, почему вы решили обратиться именно к этому произведению Коэльо?

После наивной, трогательной истории о любви – спектакля «Продавец игрушек», мне хотелось поставить на сцене что-то более серьезное, даже философское… К тому же искал материал, который будет интересен молодежи. Понимал, что с моей стороны решение взяться за роман Коэльо - большая наглость, знал, что он мало кому дает разрешение на постановку и экранизацию своих произведений, а если и дает, то проверяет каждую строчку. Кстати, Коэльо не позволил Михалкову ставить «Алхимика», хотя уже и пробы были.

И вы, зная об этом, все-таки не побоялись обратиться к Коэльо за разрешением поставить спектакль по его книге?

Замечу, что я был первым российским актером, прочитавшим произведения этого писателя для аудиокниги, и это придало мне смелости – я отправил Коэльо письмо по электронной почте. Через неделю пришел ответ от агента писателя с просьбой рассказать о театре, прислать фото актеров. На следующий день после нашего второго письма нам позвонили с радостным известием: «Паоло Коэльо разрешает вам поставить спектакль по его роману «Вероника решает умереть». Откровенно говоря, меня пугал гонорар за авторское право. Но он оказался смешным, как говорится, на мороженое, а мы получили разрешение играть спектакль в течение трех лет.

В преддверии московской премьеры спектакль показали в Сибири, в Самаре – был ажиотаж.

У исполнительницы главной женской роли - Агнии Дитковските – нет высшего театрального образования. Вам это обстоятельство не мешает как режиссеру?

Я преподаю в РАТИ, выпустил два курса и набрал новый, потому что хочу передать молодым знания, которые получил от своих выдающихся педагогов. Видя стремление Агнии Дитковските учиться, меняться, расти, важным: это тема взаимоотношений человека с Богом и его вера в мечту. Репетировали в очень непростых условиях – надо сводить актеров из разных театров, договариваться с их агентами…Нам никто не помогает, все деньги, которые я зарабатываю в театре Сатиры, в кино – отдаю на театр. Недавно снялся в пяти картинах, потому что нужны деньги для нашего театра. Аренда залов очень дорогая, на нее уходит большая часть денег, вырученных за продажу билетов. Обращались к государственным структурам, но помощи от них не дождались.

Вы служите в Театре Сатиры уже 35 лет – в качестве актера и режиссера. Почему на его сцене вы ставите мелодрамы? А как же сатира?

Я за эти годы столько всего саркастического, злободневного и острого наигрался в Сатире, что мне сегодня интересно совсем другое. А во-вторых, сатиры… больше нет. Она невозможна в обществе, где все, абсолютно все дозволено. При такой действительности писатели-сатирики растерялись. К тому же раньше зритель был другой – более читающий, вдумчивый, способный услышать и понять «второй план» или «подтекст».

Вы дружили, играли одни и те же роли с Андреем Мироновым… Вспоминаете о нем?

Я пришел в Театр Сатиры в тот момент, когда у Андрея Александровича с руководителем Театра Валентином Николаевичем Плучеком было некое охлаждение – Плучек решил меня использовать как дублера Миронова… С Андреем мы стали как братья. И, видимо, не случайно сыграли братьев Кеннеди в спектакле «Время решений». А за пять дней до смерти Андрей сказал мне страшную фразу: «Что, преемник, будете выносить меня ногами вперед?..» С Андреем Александровичем у нас было много схожего в биографиях: его не взяли в театр Вахтангова, и меня не взяли, у нас обоих – сильная привязанность к матерям… А еще нас объединяла безграничная любовь к театру.

amp-next-page separator