В Санкт-Петербурге открылась выставка фотографий, посвященная Виктору Цою / Фото: Михаил Садчиков-младший

Сын Цоя не пришел на открытие выставки фотографий отца

Развлечения

Отец музыканта Роберт Цой благословил выставку, фотограф Сергей Берменьев вложил в этот проект свои личные сбережения, а сын Цоя Александр, как и музыканты группы «Кино», не пришли на открытие уникальной экспозиции…

Вот такие страсти кипели в Петербурге в воскресный день!..

В самом центре Санкт-Петербурга, на оживленной пешеходной улице Малая Садовая открылась выставка, посвященная 50-летию музыканта и поэта, лидера группы «Кино» Виктора Цоя. В этом фотомузее под открытым небом - 44 картины огромного размера, сведенных по четыре картины в большие тумбы. Несмотря на время белых ночей, каждая фотография оснащена подсветкой, заламинирована на случай непогоды и дождя. Автор всех фотографий – москвич Сергей Берменьев, мастер с мировым именем, однако в истории с Цоем человек, скорей случайный. Не друг, не приятель, не поклонник - в далеком 1990 году Цой пригласил его всего лишь на одну съемку за кулисами московского концерта. Этого сам Сергей Берменьев не скрывает, сопроводив выставку с названием «Звезда по имени Цой» скромным подзаголовком: «Всего лишь несколько минут».

Вот это вызвало недовольство многих питерских друзей и поклонников Цоя: почему именно Берменьеву оказана такая честь выставиться в центре Питера, ведь есть несколько не менее достойных фотографов, что снимали Цоя по несколько лет, тщательно, в разных ракурсах… На это, однако, Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, сказал, что, да, в истории многих легендарных групп имеются фотографы, которые годами сопровождают их на гастролях, снимают дома и на природе, однако, в случае с Берментьвым, видимо, получился пусть мгновенный, но очень удачный контакт, результатом которого стали очень качественные работы. Не случайно вчера фотопортрет Цоя работы Берменьева был передан в дар в коллекцию Государственного Русского музея.

- Хотя есть горькая улыбка судьбы во всей этой истории, - заметил мудрый Боровский. – Меньше всего Цой, как фигура, рассчитывал на какие-то музеи, институализации, сочувствие губернаторов и так далее. В годы нашей молодости мы жили совсем другими ценностями, все вместе варились в одном котле – рок-музыканты, поэты, художники, актеры. Кстати, Цой очень интересовался искусством, на разных выставках показывалась его замечательная концептуальная работа «Картину не успел написать». Вот ведь как: картину не успел, а судьбу свою прописал. Хоть и ушел так рано, в 28, но спустя столько лет остается культовой (сейчас это слово девальвировалось, но не в истории с Цоем!) фигурой. Ранняя звезда, ушедшая, но продолжающая светить… Таких у нас в стране практически нет… И это не интерес фанов, девочек и мальчиков - Цой представляет подлинно культурный интерес.

Еще одним проявлением поистине народной любви стала уникальная фотовыставка под открытым небом, которая организована Культурным фондом «Национальная портретная галерея» при поддержке правительства Петербурга и под личным патронатом губернатора Георгия Полтавченко. Он и открыл выставку, сказав: «Я - поклонник творчества Виктора Цоя. Он настоящий петербургский творец, Человек с большой буквы. Я знаю почти все песни Цоя наизусть, это чисто питерская музыка. «Эй, прохожий, проходи, эх, пока не получил». И это тоже нравится. Ну, как он может не нравиться? Я слушал его песни в годы своей молодости, продолжаю любить их и сейчас», - сказал Георгий Полтавченко. Губернатор поддержал идею назвать одну из петербургских улиц в честь Виктора Цоя. Кстати, для того, чтобы организовать выставку, комитету по культуре Петербурга и КУГИ пришлось добиваться того, чтобы владельцы летних кафе убрали с Малой Садовой свои точки общепита, это тоже было не так просто…

Однако далеко не все так безоблачно в теме сохранения памяти Виктора Цоя в его родном городе. Завяз в комиссиях, спорах и согласованиях вопрос о памятнике Цою в Петербурге. Сколько было дискуссий, конкурсов, но вот накануне 50-летия Виктора (он родился в пик белых ночей 21 июня) Светлана Власова, руководитель Фонда памяти Цоя, могла показать лишь рисунки будущего памятника, который встречен в штыки градостроительным советом (архитекторам не нравится проект Фонда, поддержанный отцом Цоя, они настойчиво проталкивают свой вариант!). Хотя есть и проект памятника, и место для его установки (проспект Ветеранов, где жил Цой), и даже спонсор.

Незавидна судьба и красивого проекта занесения Цоя в Зал славы рок-н-ролла в Америке. Идея не выглядела утопичной, учитывая масштабы влияния Цоя, и два года назад петербуржцы с энтузиазмом ставили свои подписи под этим проектом, но автор этой инициативы, молодой кинорежиссер, вдруг исчез, да так и не появился на горизонте…

Москвичи оказались намного расторопней и серьезней. Идею выставки под открытым небом благословил отец музыканта Роберт Максимович Цой (после смерти вдовы и матери Виктора он представляет интересы семьи). А вот Александр Цой, прямой наследник, единственный сын поэта, на открытии выставки не появился, что, впрочем, не удивило его дедушку…

- Сашу можно понять. Он полностью изолировался. Понимаете, у нас в городе, да и в стране, единственному сыну Виктора Цоя жить трудно, - объяснил «Вечёрке» Роберт Цой. – Стоит кому-то одному узнать номер его телефона, будут день и ночь теребить. Поэтому Саша свой телефон вообще никому не дает. Даже мне. Никаких контактов с ним нет. Он не хочет общаться ни с кем, и я его понимаю…

Нет у Фонда Цоя контактов и с музыкантами группы «Кино» - после того, как те попытались отсудить свою долю в смежных авторских правах на музыку группу, отношения надломились. Не только никто из «киношников», но и просто из известных петербургских рок-музыкантов, деятелей рок-клуба, близких друзей Цоя не пришел на открытие, - и такой массовый «игнор», конечно, тоже позиция. Исключением стала Наташа Васильева-Халл, ленинградский фотограф, снимавшая «Кино» и Цоя в течение многих лет, сейчас постоянно живущая в Англии. Приехав в Питер, она только сейчас познакомилась с Сергеем Берменьевым и никакого недовольства и агрессии к «чужаку» не проявила. Днем 21 июня Наташа Васильева презентует в Петербурге свой фотоальбом Цоя, и она с удовольствием продемонстрировала нашему корреспонденту «макет книжки».

21 июня в честь 50-летия Виктора Цоя, в петербургском БКЗ «Октябрьский», пройдет гала-концерт «Симфоническое Кино». На юбилей приедут со всего света музыканты, создавшие свои версии хитов Цоя: южнокорейская команда Yoon Do Hyun Band, исполняющая «Группу крови» на корейском и русском языках, Jean Luc Debouzy & RMProject - с франкоязычными версиями, американская группа BRAZZAVILLE - с англоязычными интерпретациями «Звезды по имени Солнце» и других хитов. На сцену выйдет и питерская команда «Виктор», специально к юбилею записавшая целиком весь альбом "Звезда по имени Солнце". Не исключено появление и «Бурановских бабушек» (их фолк-версия «Звезды по имени Солнце» нравится отцу Цоя). Музыка «Кино» прозвучит в юбилейный вечер в версиях симфонического оркестра Государственного Эрмитажа, а солировать на гитаре будет друг и коллега Цоя, экс-гитарист «Кино» Юрий Каспарян. Программу представит петербуржец Юрий Белишкин, директор группы «Кино» в 1988-89 годах. На сцену также поднимутся режиссер фильма «Асса» Сергей Соловьев, режиссер «Иглы» Рашид Нугманов. В день концерта на площади у БКЗ будет временно установлена бронзовая скульптура Виктора Цоя работы Алексея Благовестнова (еще один нереализованный проект, который нравился вдове Цоя Марьяне и многих его друзьям). Устроители концерта в анонсах обещают также появления затворника Александра Цоя

…Как бы то ни было, какие бы страсти ни кипели, но это здорово, что о Цое в Петербурге помнят, его любят, ценят, о нем спорят. На Малой Садовой в течение двух месяцев будут еще и крутить записи «Кино», здесь есть сцена, где могут играть молодые музыканты, есть местечко, где присесть пенсионерам, порезвиться малышам. Нашумевшая выставка «Звезда по имени Цой» на Малой Садовой открыта в свободном доступе в течение двух месяцев. Правда, организаторы признались нашему питерскому корреспонденту, что опасаются каких-то актов вандализма и прочих диких выходок на выставке под открытым небом, но уповают на разум и доброжелательность жителей и гостей культурной столицы, на всеобщее уважением и любовь к личности и творчеству Виктора Цоя.

amp-next-page separator