Джазовые импровизации знаменитого оркестра. / Фото: www.sxc.hu

V4: Куба из Польши и другие. В Москву едет «новый джазовый евроквартет»

Развлечения

[OBJ=Central European Jazz Connection]

Политики и экономисты Старого света вот уже который год тщатся утвердить новое всеевропейское сообщество – выходит что-то не очень, прямо скажем через пень-колоду… А вот у джазовых музыкантов, как выясняется, такое сообщество вполне получилось. Тому прямое свидетельство – успешное существование Джазовой формации V4 , или Джазового содружества Центральной Европы (Central European Jazz Connection). Иначе их называют Вышеградская четверка – по названию Вышеградской группы, созданной в феврале 1991 года в венгерском городе Вышеград. Ее цель, ни много ни мало, - «посредством музыки передавать культурное и политическое единение европейских стран».

В Джазовую формацию V4 объединились четверо известных в своих странах джазменов - из Польши, Чехии , Словакии и Венгрии. Уже который год они успешно гастролируют по всему миру. Квартет исполняет в основном свои собственные, авторские джазовые композиции. Этот коллектив и приезжает на днях в Москву – порадовать столичных меломанов своим искусством 14 июня, в Клубе Игоря Бутмана на Чистых прудах.

Европа и Америка

Информация о каждом из них – достаточно яркая повесть о нестандартной, интересной джазовой карьере. Так Куба (Якуб) Станкиевич, в этом году отмечающий 50-летний юбилей, по праву считается одним из ведущих джазовых пианистов Польши. В нынешнем году он был удостоен «польской Грэмми» - премии Fryderyki-2013 в номинации «Альбом года – джазовая музыка». Эксперты отмечают , что его исполнительский стиль несет в себе многие черты американской фортепианной джазовой школы. Что не случайно: в конце 80-х польский джазмен был студентом престижного Музыкального колледжа Беркли в Бостоне, после окончания которого Станкиевич был удостоен премии имени знаменитого американского джазового маэстро Оскара Питерсона.

 Вернувшись домой, в Польшу, Станкиевич организовал свой квартет и записал альбом, который получил признание в Европе и был назван лучшим польским джазовым диском. Сейчас на его счетцу – несколько хитовых альбомов; Станкиевич не только играет в группе V4, но и преподает основы фортепианного джаза в Университете Зелена Гура. А во Вроцлавской Академии музыки джазмен защитил диссертацию и получил докторскую степень.

Еще один участник Вышеградской четверки, 43-летний венгерский трубач Корнел Фекете- Ковач начинал джазовую карьеру выпускником Музыкальной академии Феоренца Листа (где сейчас преподает) . Он хорошо известен в Европе как композитор, аранжировщик и солист. В этом качестве сформировал собственный квинтет, Оркестр современной музыки, а также выступает в нескольких международных музыкальных проектах – в Дании, Финляндии, Голландии и странах Вышеградской четверки. Постоянный участник международных джазовых фестивалей в Европе.

52-летний словацкий гитарист, композитор и преподаватель Матус Якабчиц - также выпускник американского Колледжа Беркли – и выходец из знаменитой европейский художественной династии: Виеры Жилинчановой и Михала Якабчица. Ныне Матус, кроме участия в V4, руководит и консерваторскеим биг-бэндом в Братиславе.

И наконец, самый молодой участник V4 – Томаш Барош. В свои 28 уже успел завоевать лавры талантливого контрабасиста современной чешской джазовой сцены. Успел поучиться и в Пражском Музыкальном колледжи, и в джазовой альма-матер в Беркли. Лауреат нескольких престижных европейских музыкальных конкурсов.

Шопен, Чайковский и Булгаков

Незадолго до концерта фронтмен V4 Куба Станкиевич дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Вечерки». Мы поговорили, в частности, о самых «сокровенных» основах джазовой музыки:

- Вы известны как человек широкого музыкального образования. Почему все же решили избрать джаз – как музыкальную «стезю»?

- Джаз для меня – это прежде всего свобода: импровизации, самовыражения – да, собственно, всего образа жизни! Но при этом, конечно же, нельзя забывать о постоянной ответственности за тот творческий «продукт», который мы производим.

 - О вас иногда говорят, что вы играете джаз «с американским акцентом». Понятно, почему: вы учились в США и много гастролировали по Америке, являетесь обладателем престижных американских музыкальных премий… И все же - какой джаз вам более по душе – американский или европейский? И в принципе - насколько правомерно такое «национально-территориальное» разделение: «европейский джаз», «польский джаз»?..

 - Джаз для меня – это музыка «американского происхождения», но она уже давно стала глобальной! При этом, конечно же, мы выросли в Европе, под влиянием наших национальных музыкальных традиций - в Польше это Шопен, Шимановский, Лютославский; в России – Чайковский, Мусоргский, Бородин. И так далее! Кстати, не так давно я слышал в YouTube большую программу Мечислава Кoша (Mieczyslav Kosz) –великого польского джазового пианиста, который умер более 40 лет назад. И он играл в этой программе собственную джазовую аранжировку… «Половецких танцев» Бородина!

Для меня, например, это удивительный микс джазовой музыки, рожденной под влиянием знаменитого американского джазового композитора и пианиста Билла Эванса – и совершенно неоспоримых классических музыкальных основ. При всем этом – в искусстве всегда существует грань, когда вы перестаете говорить, что «это джаз», а «это – классика» - поскольку это просто хорошая музыка.

- Вас нередко называют также мастером «романтического джаза» - что лично вы вкладываете в это понятие?

- Отвечу так: я вырос, слушая музыку Шопена – но одновременно и Билла Эванса. И уверен, что Билл Эванс тоже слушал Шопена с наслаждением!

- У вас множество джазовых премий и наград – какие из них вам наиболее дороги?

- Считаю, что моя лучшая награда – в том, что я имел и имею возможность играть на одной сцене с выдающимися музыкантами.

- Какие из этих творческих встреч вам наиболее памятны?

- Например – будучи еще совсем молодым человеком, я имел возможность работать со Збигневом Намысловским (Zbigniew Namyslowski) и Яном Пташином Вроблевски ( Jan Ptaszyn Wroblewski) - знаменитыми польскими музыкантами. Многому научился у них, узнал много нового о музыке.

И еще, конечно же, очень важным стало для меня сотрудничество с Артом Фармером

(Art Farmer) – выдающимся джазовым мелодистом и стилистом бибопа. Мы сделали с ним совместный альбом во Вроцлаве. Он был выдающимся исполнителем, замечательным импровизатором – и к тому же большим, убежденным гуманистом…

- В каких крупных проектах вы участвуете сейчас?

- Недавно записал сольный альбом , включающий мои собственные интерпретации сочинений выдающегося польского классика Войцеха Киляра ( Woiciech Kilar). Компакт-диск вышел буквально на днях, и первые комментарии экспертов весьма обнадеживают…

- Господин Станкиевич, насколько я знаю, вы не первый раз приезжаете в Россию - и к нам, в Москву?

- Да, в этом году это будет уже третий мой визит в Россию. В начале весны играл с моим квартетом на джаз-фестивале в Ярославле. В мае со знаменитым квартетом Петра Барона – известного польского саксофониста, представляющего очень своеобразный «восточноевропейский джаз» - выступал в Москве. А теперь вот снова собираюсь в российскую столицу – с квартетом V4.

- Может быть, у вас в Москве уже появились и свои любимые места?

- Да, пожалуй, - этой весной, несмотря на очень плотную программу, не удержался и все же отправился на Патриаршие пруды – в знаменитый булгаковский дом…

- Что скажете о российской аудитории ?

- Думаю, русская публика очень музыкальна, эмоциональна и весьма образованна в художественном плане. Приятно играть для такой аудитории.

- А много ли вы встречались с российскими джазменами?

- В музыкальном Колледже Беркли, в США я в молодые годы учился вместе с Игорем Бутманом. И вот нынешней весной, через 23 года, мы снова встретились в Москве! Прекрасно помню его компакт-диск, который слышал в США - там он записал свою джазовую версию известной русской песни «Полюшко-поле». Это было по-настоящему здорово!!

- Интересно узнать: кого вы считаете своими главными учителями в музыке?

- Могу сказать, что вместе с нашими педагогами по джазу мы с удовольствием слушали и джазовую классику, и современных музыкантов. Для меня особое значение имели такие «встречи» с уже упомянутым выше Биллом Эвансом (Bill Evans) и Уинтоном Келли ( Wynton Kelly), которого называют «фундаментальным джазовым пианистом»; Редом Гарландом (Red Garland) – американским пианистом, во многом определившим «идиоматические основы» джазового звучания – и выдающимся джазменом Хэмптоном Хоузом (сегодня в его родном Лос-Анджелесе день рождения джазмена 13 ноября даже отмечается как «День Хэмптона Хоуза» - «Hampton Haves Day»)…

- Вы не только известный музыкант, но и опытный преподаватель. Чему в первую очередь стремитесь научить своих студентов?

- Сегодня кругом Интернет, YouTube… Слишком много «информационного шума». Поэтому молодые люди часто просто не знают, что выбрать. В этой ситуации хороший преподаватель должен в первую очередь подсказать им – что именно слушать. К примеру, я знаю, что Чарли Паркер, во многом заложивший основы американского и мирового джаза, слушал Лестера Янга - крупнейшего мастера эпохи джазового свинга и знаменитого американского джазового тенор-саксофонистьа Коулмена Хоукинса (Coleman Hawkins) …

- Последний вопрос: над чем работаете сегодня?

- Продолжаю проект на музыку знаменитого польского классика Войцеха Киляра, но теперь уже - для джазового трио и струнных. 

amp-next-page separator