Moscow Classical Ballet: «Цискаридзе мы бы оторвали с руками и ногами»
Об особенностях нового сезона, богатом репертуаре труппы, а также – о некоторых наболевших проблемах балета наш корреспондент поговорила с художественным руководителем театра, балетмейстером и режиссером, народной артисткой России, экс-балериной Большого театра Натальей Дмитриевной Касаткиной.
Вслед за Петипа
- Ваш новый сезон, насколько я знаю, открывается балетом Чайковского «Лебединое озеро» - на сцене театра «Новая опера»…
- Да, это оригинальная российско-английская постановка. Художественное оформление спектакля, декорации и костюмы сделаны в Лондоне. А что касается самой постановки - мы очень тщательно изучили материалы по этому спектаклю. Скажем, известно, что Петипа задумал «Танец с табуреточками» - в сцене, когда Принц со-товарищи приходит к крестьянкам. Но Петипа так и не осуществил свой замысел – а мы использовали его в нашей постановке.
Затем, мы «прояснили» сюжетную канву балета - к примеру, во II акте более полно, эмоционально представили взаимоотношения Родбарта и Одетты …
Темперамент и красота
- Расскажите немного – как проходил отбор на ведущие роли в этом спектакле?
- У нас есть, конечно же, ведущие танцовщицы, очень разные. Но особенность «Лебединого озера» в нашем театре еще и в том, что этот балет танцует практически вся труппа.
Так, прима-балерина театра Екатерина Березина, народная артистка России - это совершенно великолепная Одиллия. Очень чувственная, хрупкая, - но в то же время очень активная, когда она ведет свою партию. Похожая на знаменитого павловского Умирающего лебедя – когда она трепещет над своим Принцем…
Еще одна интересная танцовщица - заслуженная артистка России Наталья Огнева. У нее - не лирическая, более активная трагичность в этой же партии.
Хочу обозначить еще одну балерину, которая совсем недавно стала лауреатом престижного Международного конкурса артистов балета, который возглавляет Григорович, – это Диана Косырева. Удивительно виртуозная танцовщица, для которой техника не является препятствием к созданию образа - наоборот, техническая подготовка помогает ей воплотить свою героиню наиболее ярко.
- А мужские партии?
- Очень мужественный Принц с прекрасными формами – Артем Хорошилов. А Алексей Орлов в этой роли просто по-голливудски красив…И еще - танцует «Лебединое озеро» Николай Чевычелов. Это совершенно уникальный артист. В принципе мы в свое время ставили этот спектакль на Володю Малахова – премьера с его участием была в Лондоне. Сейчас Владимир Малахов руководит тремя театрами в Берлине и продолжает танцевать. И иногда танцует с нами! Чевычелов в чем-то повторяет его – в том смысле, что первоначально Принц Зигфрид был задуман с «ориентацией» на Малахова. И когда Одетта с ним расстается, то это действительно расстаются два лебедя, у Чевычелова это очень хорошо получается.
Профессионализм и индивидуальность
- Сейчас идет дополнительный набор в труппу театра – каких артистов Вы в первую очередь ждете на своей сцене?
- Требования достаточно традиционные: хорошая форма, профессионализм –и естественно, индивидуальность. И конечно, претенденты должны владеть всеми элементами классического танца.
- В последнее время уже были какие-то открытия в ходе этого кастинга?
- Да, конечно, – к примеру, Юлия Голицына. Она пришла в театр среди сезона, же танцевала раньше - не на театральной сцене, в каких-то коллективах. Но очень сильная девочка, очень интересная.
«Все жанры, кроме скучного»
- За рубежом вашу труппу знают как «Moscow Classical Ballet» - это «классическое» определение накладывает определенные стилистические ограничения?
– Нет, абсолютно. Дело в том, что самое лучшее, что изобрело человечество в балетной сфере, - это именно классический балет. На основе техники классического танца можно уже «расфантазировать» все, что угодно. Поэтому наш девиз: «Все жанры кроме скучного».
– И как вам удается воплощать этот девиз на сцене?
- Очевидно, это заложено в нашем «характере», в наших устремлениях представлять самый разнообразный репертуар. Скажем, трудно сравнить «Лебединое озеро» и «Весну священную» - или «Чудесный мандарин» и «Сотворение мира», «Спящую красавицу», многие другие спектакли, которые значатся в нашей афише. Понятно, что это совершенно разные вещи. И их просто не смогут танцевать артисты, не владеющие техникой классического танца. Но зато все наши артисты могут танцевать модерн, западные хореографические изыски…. Однако прежде всего - это классическая основа , которая и дает возможность свободы.
20-й сезон в Америке
- Давайте немного о гастролях – вы ведь много выезжаете за границу?
- Очень много. Причем так сложилось, что в целом ряде стран бываем практически ежегодно. Скажем, в Америке - в этом году у нас будет уже 20-й сезон, едем туда в декабре. У нас в «Щелкунчике» даже участвуют американские дети. Официальные отзывы? У нашего театра там очень хорошая пресса – о нас писали как о « лучшем Щелкунчике , когда-либо показанном в Америке». А известный критик в «Нью-Йорк Таймс» даже заявил: мол, трудно сказать, чем мы больше восхищались - декорациями, артистами или постановкой…Очень удачные, тоже многолетние гастроли проходили у нас и в Испании ( сейчас, к сожалению они пока приостановлены из-за сложной экономической ситуации в Европе). У нас там замечательная импресарио - когда она увидела наш репертуар, то воскликнула, что непременно покажет все 28 наших спектаклей (хотя другие обычно стремятся показать Спящую, Щелкунчик, Лебединое, и все). И она действительно организовала показ многих наших постановок ( все не успела из-за кризиса). К примеру, «Весна священная» в Мадриде прошла просто фантастически!
«Большой»? Не вижу потрясений!»
- Такой общий вопрос, если можно: в столичном балете сегодня непростая ситуация. Как Вы, в общих чертах, оцениваете происходящее в Большом театре? Вы ведь там работали, танцевали ведущие партии – как вы думаете, скоро ли театр оправится от этих потрясений?
- А я не вижу там никаких потрясений! Есть какие-то междоусобицы… Но Большой театр – это величайший театр мира. И его разрушить никакими «потрясениями» невозможно. Хотя там, конечно, отвратительная ситуация с Сережей Филиным которому просто подло нанесли тяжелый физический и, конечно, моральный удар. Это ужасно. Но к Большому театру это, по большому счету, не имеет никакого отношения. Это в принципе могло произойти где угодно – например, на каком-нибудь заводе. Но Большой театр – это великий театр, созданный более 200 лет назад, и ему ничто не грозит. Этот маховик запущен и очень четко вертится. Даже если временами в театре появляются какие-то спектакли, которые кому-то не нравятся… На следующий сезон будут другие спектакли. Во всяком случае, Урин – человек очень высокой культуры, интеллигентный, прекрасно разбирающийся в музыкальном искусстве. Очень по-человечески хороший - и я думаю, что он сумеет наладить атмосферу в Большом.
- А если бы Николай Цискаридзе вдруг сейчас пришел к вам на кастинг и подал заявление о приеме в ваш театр - вы бы приняли его?
- С руками и ногами бы оторвали! То есть сразу же дали бы ему все партии, которые ему подходят - а если бы он захотел, то и те, которые не подходят. Дело в том, что мы были с Владимиром Василёвым в Государственной комиссии, когда он выпускался, - и мы поставили ему, естественно, все пятерки. И я тогда сказала при всех – считаю, что его место в Большом театре – хотя нам очень хотелось, чтобы он был с нами. Николай - действительно выдающийся артист. Он не просто красив – это настоящая звезда, очень яркая индивидуальность. При этом Цискаридзе - интеллигентный, очень начитанный, культурный человек - у него замечательное воспитание. Ну а если у них там что-то не сошлось – не хочу даже это обсуждать. Всякое бывает. Бывают и в семье разводы…
- Как вы оцениваете его будущее – в нынешней ситуации?
- Ну, не знаю, не знаю. Знаю, что он учится на юриста… В общем, что он не пропадет – это однозначно. Мне бы очень хотелось, чтобы он продолжал свою балетмейстерскую деятельность - балетмейстера-репетитора, педагога-репетитора. Цискаридзе владеет очень большим богатством, которое должен передавать. А в каком театре, это будет его выбор.
- Расскажите немного о планах вашего театра.
- Ближайшие планы – открываем сезон, огромным количеством разных спектаклей. В сентябре мы останавливаемся -потому что будут съемки «Лисистраты». Это наша последняя премьера. Там будет много, как сейчас принято говорить, инноваций – в частности, освещение. А 18-го марта у нас состоится Гранд-премьера – в Кремлевском дворце.
А еще - у меня в конце сезона будет совершенно невероятный день рождения. Двойной юбилей – в том числе с тех пор, как я пришла в Большой театр.
-Отметите, наверное, чем-то творческим?
- Конечно!