«Из древней тьмы на мировом погосте...»
В Израиле постоянно что-то раскапывают и открывают. И разве могло быть иначе? Ведь именно здесь - на Святой Земле, именуемой также Обетованной, зарождалась человеческая цивилизация.
О многом поведали зубы
В конце прошлого года экспедиция археологов Тель-Авивского университета под руководством профессора Ави Гофера и доктора Рана Баркаи, вела раскопки стоянки первобытного человека в пещере Касем в районе городка Рош-а-Аин на севере Израиля. Археологи обнаружили останки современного биологического вида Homo Sapiens, жившего здесь более четырехсот тысяч лет тому назад. Речь идет о найденных восьми человеческих зубах, строение которых специалисты изучили с помощью компьютерной томографии и рентгена. Согласно полученным данным, древнейшие люди, которые обитали в пещере Касем, употребляли в пищу много мяса животных, добытых охотой.Важно заметить, что до последнего времени все известные стоянки Homo Sapiens были открыты только на территории Африки, которая и считалась родиной современного биологического человеческого вида. Если учесть, что возраст всех найденных стоянок Homо Sapiens до 2010 года равен не более ста тысячам лет, то нынешнее открытие израильских ученых трудно переоценить. Неудивительно, что сообщение об этом открытиии было опубликовано в авторитетном журнале American Journal of Physical Anthropology.
Библия подсказывает и указывает
Еще в первой половине ХIХ века многие географические ссылки в библейских источниках оставались тайнами за семью печатями. Даже относительно Иерусалима, который тысячелетиями оставался одним из центров мировой цивилизации, а потому много раз завоевывался и разрушался, у исследователей не было единого мнения.
Первым ученым, начавшим планомерные исследования «библейских земель», стали американец Эдвард Робинсон (1794-1861), преподаватель древнеееврейского языка из Масссачусетса, и помогавший ему соотечственник христианский миссионер Илай Смит (1801-1857). В ходе двух эпохальных экспедиций в Палестину, Ливан и на Синайский полуостров, предпринятых в 1838 и в 1852 годах, эти ученые идентифицировали множество развалин древних крепостей и средневековых монастырей. Открытия Робинсона и Смита оказали огромное влияние на все последующие поколения археологов, работавших на Святой Земле. Показательно, что Эдварда Робинсона называют «отцом географии Палестины».
Российские археологи вели достаточно активные библейские изыскания в здешних краях до событий октября 1917 года. Причем, большинство тогдашних раскопок производилось под руководством архимандрита Антонина (Капустина) сотрудниками Русского археологического института в Константинополе (ныне Стамбуле) и Императорского православного палестинского общества в основном на так называемом «русском участке» в Иерусалиме. И тем не менее, главная заслуга русской досоветской школы библейской археологии определяется не раскопками.
Заслуга исследователей российской школы состояла в осмыслении и научном анализе артефактов и древних письменных источников, найденных западными полевыми исследователями. После 1917 года в России фактически полностью прекратились исследования, связанные с библейской тематикой. Однако труды таких выдающихся библеистов, археологов и историков как Аким Алексеевич Олесницкий (1842-1907), Владимир Петрович Рыбинский (1864-1944), Иван Григорьевич Троицкий (1858-1929), Александр Павлович Лопухин (1852-1904), базировались на доверии к Священному Писанию (Библии), как фактологическому источнику для последующих археологических изысканий. По мнению Йосефа Амирама, многолетнего секретаря Израильского археологического общества (ИАО), год назад в возрасте 94 лет ставшего почетным президентом ИАО, особое значение для мировой библеистики имели книги А.А.Олесницкого «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (СПб, 1889) и его же: «Библейская археология». К сожалению, свет увидела только первая часть этого труда, вышедшая в Петрограде в 1920 году с предисловием и с дополнениями В.П.Рыбинского. В указанных трудах подвергнуты аналитическому осмыслению артефакты, найденные в древних захоронениях, гробницах, пещерах и остатков городских построек.
К слову говоря, ИАО ведет свое начало от Палестинского археологического общества, основанного в Иерусалиме в 1914 году выходцами из России географом Авраамом Бравером )1884-1975) , а также археологами Элиэзером Липой Сукеником (1889-1953) и Шмуэлем Эйвиным (1896-1982). Одновременно на Святой Земле было учреждено и несколько археологических центров.
Память в руинах
Список объектов, на которых местные археологи начали проводить раскопки, возглавляла древняя крепость Масада (от ивритского «мецада» - «крепость»), расположенная на вершине одной из скал в Иудейской пустыне.
В 66 г. н.э. в ходе Иудейской войны восставшие против римского владычества евреи взяли Масаду штурмом, уничтожив вражеский гарнизон. Но в 70 г. н.э. эта крепость оказалась последним оплотом воинов, сражавшихся за независимое еврейское государство. Всего тысяча человек оставались в крепости, но они удерживали Масаду еще три года. Участник тогдашних событий, один из еврейских военноначальников, позже ставший историком Иосиф Флавий (настоящее имя Йосеф бен Матитьягу) писал в одной из своих книг: «Не желая сдаваться римлянам, сикарии (от лат. «sicarii» - «кинжальщики», радикальная группировка восставших- З.Г.) решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный опять же посредством жребия, убил остальных и покончил с собой».
Впервые развалины Масады были обнаружены в 1862 году. Сопоставление еврейских и римских исторических хроник, а также археологические находки на территории крепости, в числе которых были каменные таблички с именами, использованными в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, - подтвердили факт самоубийства защитников Масады.
Главный редактор журнала «Тхелет» (в переводе с иврита «Голубой свет») Давид Хазони считает, что «на протяжении целого столетия библейская археология служила опорой еврейского национального возрождения». Весьма показательно, что Хазони, соглашаясь с русскими библеистами рубежа ХIХ –ХХ веков, полагает, что «Святое Писание, наряду с мифологическим материалом, содержит в себе аутентичные свидетельства важнейших событий еврейского прошлого». Интересно, что создателем современной израильской археологической школы считается американец Уильям Фоксвелл Олбрайт (1891-1971), уроженец Чили, сын методистского священника, знаток Писания и восточных языков. Он участвовал в десятках археологических изысканий на Земле Обетованной. Учениками Олбрайта себя считали израильтяне Игаль Ядин (1917-1984), сын археолога Элиэзера Сукеника, Биньямин Мазар (настоящая фамилия Майзлер; 1906 – 1995), уроженец России, получивший образование в Берлинском, Марбургском и Гисенском университетах и Йоханан Аарони. Между прочим, Ядин был также известным военным деятелем, занимавшим в 1949-1952 гг. пост начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля.
В местности на сухом плато, именуемом Кумран, примерно в полутора километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в 1947 году было найдено около 900 свитков различной степени сохранности, написанных на пергаменте и папирусе. Датировка рукописей простирается от середины второго века до н.э. до времен первой Иудейской войны (восстания) в 66 – 73 гг. н.э. В ходе обширных раскопок, продолжавшихся там до 1956 года, среди артефактов оказались сосуды, еврейские ритуальные ванны, жилые и производственные помещения, а также кладбища.
Среди последних археологических открытий следует обратить внимание на две клинописные таблички, найденные в национальном парке города Хацор (Галилея), на севере страны, исследователями Института археологии Ивритского (Еврейского) университета в Иерусалиме. В данном случае речь идет о документе, датируемом средним бронзовым веком, ХVIII – ХVII вв. до н.э. Как сказал «РГ» профессор Уэйн Горовиц, возглавлявший эти раскопки, на табличках записаны отрывки из свода законов, напоминающий известный кодекс Хаммурапи. «Не исключено, что документ записан в Хацоре, - продолжил свою мысль профессор Уэйн, - где в лревности располагалась школа переписчиков». Найденные фрагменты записаны аккадской клинописью и трактуют вопрос о компенсации за ущерб применительно к рабам и хозяевам. Израильские ученые отмечают, что найденные тексты в известной степени расширительно трактуют такие библейские законы как «»око за око, зуб за зуб». Видный археолог профессор Амнон Бен-Тор убежден, что благодаря обнаруженым в Хацоре клинописным табличкам в Израиле создалось крупнейшее собрание подобного рода документов.
Иисус как суперзвезда
Поразительно, что при огромном количестве теологических и исторических материалов об Иисусе, именно археологических артефактов, конкретно и несомненно касающихся этой легендарной фигуры в распоряжении ученых совсем немного. Поэтому вполне закономерно особое внимание, которое вызвала книга израильского археолога профессора Шимона Гибсона «Последние дни Иисуса», вышедшая в оригинале на английском языке и почти сразу же переведенная на русский в московском издательстве «Астрель». Название книги не должно вводить в заблуждение. Данный труд посвящен скорее не описанию последних дней и часов «земного бытия» Иисуса, а времени, эпохе, в которой жил он и его современники.
В беседе с корреспондентом «ВМ» Гибсон подчеркнул, что он ставил перед собой задачу «проследить последние дни Иисуса, основываясь именно на археологических артефактах». При этом израильский ученый заметил, что «археология – наука развивающаяся и ее голос должен звучать достаточно громко». По его словам, новые артефакты, которые в будущем добудут его коллеги, могут, если не изменить, но, наверняка, уточнить позиции, отраженные в его книге, но «принципиальная канва останется неизменной». «Археология может дать структурные объяснения и интерпретации конкретных событий – таких как суд над Иисусом, - обращает внимание в своей книге Шимон Гибсон, - и они впоследствии должны быть проверены и встроены в историческую перспективу». И тем не менее, в «Последних днях Иисуса» в большей степени анализируются не артефакты, а обсуждаются Святое Писание и работы различных библеистов, проливающие свет на жизнь главного героя произведения. Понятно, что при таком подходе никаких безоговорочных выводов автор делать опасается. Так, в книге говорится: «Мы можем предполагать, что на протяжении первого века новой эры от путников, входящих в любой дом в Иерусалиме или в одной из окрестных деревень, могли ожидать, что они пройдут какую-то из форм ритуального очищения». И вот здесь предлагается ссылка на недавнее археологическое открытие самого Шимона Гибсона, «проливающее новый свет на умащение ног во времена Иисуса».
В результате полевых работ экспедиции под руководством профессора Гибсона, проведенных в пещере Суба к западу от Иерусалима, недалеко от Эйн-Керема, были найдены каменные ванночки для культового умащения ног. Каким образом и зачем жители Иерусалима пользовались этими ванночками, исторически относимыми ко времени между первым веком до н.э. и первым веком н.э.? К тому же в камне было высечено углубление только для правой ступни. К этому углублению был проложен небольшой канал от круглой ямки, в которую ставился кувшин с оливковым маслом. Опять же верный себе Гибсон, опасаясь делать безоговорочный вывод, пишет: «Археология наводит на мысль, что пещера использовалась для коллективных обрядов, совершавшихся перед процедурой погружения в воду и после нее. Люди собирались перед пещерой, становились в каменные круги и, возможно, поливали друг друга из глиняных кувшинов, которые по окончании церемонии разбивали. Затем собравшиеся погружались в воду позади пещеры. По выходе из пещеры они умащали ноги. Предположительно умащение правой ноги означало переход из «обычного» состояния в «очищенное». В своей реконструкции события я исхожу из того, что сам инициируемый, а не другое лицо производило омовение и обливание маслом». И вновь профессор Гибсон выдвигает предположение, что люди, использовавшие пещеру Суба, были евреями, но обряды очищения, которые они практиковали, отличались от тех, которые совершал Иоанн Креститель.После рассмотрения обряда умащения ног, который в Древней (дохристианской) Палестине считался неуместным, факт умащения ног Иисуса принял реальные очертания. В этой связи Шимон Гибсон пишет: «Интересно, что во времена Иисуса и веком позже помазания маслом в целях очищения активно использовались и в домашних условиях. При раскопках еврейских домов первого века н.э. в Иерусалиме рядом с миквами (ступенчатыми ритуальными купелями) были найдены каменные корытца для того, чтобы человек перед входом в купель для очищения мог помыть руки и ноги».
После смерти Иоанна в 28 г.н.э. главным крестителем и целителем в Иудее стал Иисус. Однако в оппозицию ему стали ранее крещенные Иоанном. По мнению Гибсона, этот факт наряду с конфликтом Иисуса с иудейскими и римскими властями никоим образом не мог сделать вход в Иерусалим «триумфальным».
Нетрудно догадаться, что поделиться реальными сведениями о «последних днях Иисуса» профессор Шимон Гибсон не мог, ибо таковыми не обладает. Задав риторический вопрос: «Откуда люди берут информацию о последних днях Иисуса?», он на него отвечает следующим образом: «Визуальные реконструкции то и дело появляются на экране и на сцене. Конечно, в первую очередь приходит в голову великолепный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда».
В последнем абзаце «Заключения» свой книги профессор Гибсон пишет: «Я полагаю, что Иисус происходил из успешной зажиточной сельской семьи в Галилее, был обучен ритуалам очищения Иоанном Крестителем, верил в нетрадиционные методы лечения и, возможно, даже чуточку в магию; его яростные речи и отступничество пугали иудейские и римские власти до такой степени, что они пошли на решительный шаг – предали его смерти. Судя по историям, рассказанным в записках Иосифа Флавия, в те дни человек мог быть казнен и за меньшее».
Не искажать...
В октябре 1999 года в приложении к газете «Гаарец», выражающей настроения левых израильских кругов, была опубликована статья Исраэля Финкельштейна, напрочь отвергающая всю «библейскую эпоху» в истории цивилизации. В принципе на подобную заведомо лженаучную точку зрения можно было бы просто не обратить внимание, но ее автор на тот момент занимал пост декана Института археологии Тель-Авивского университета. Финкельштейн не поленился представить свою позицию в форме «теории», полностью сместив принятую научным сообществом датировку не только археологических находок, но и событий. Одиозные заявления Финкельштейна были полностью отвергнуты серьезными учеными. В этой связи имеет смысл напомнить призыв упомянутого выше Давида Хазони: «Результаты исторических исследований не следует искажать в угоду политическим целям».
И ведь прав был Иван Бунин, который оставил такие строки:
«Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь письмена».