Открылась выставка из собрания Михаила Барышникова

Развлечения

Это третья экспозиция, связанная с именем выдающегося танцовщика XX века, хореографа и актера. В декабре 2005 – январе 2006 здесь же прошла выставка фоторабот Михаила Барышникова “Moment in Time – Михаил Барышников: фотографии» и выставка 28 акварелей Максимилиана Волошина из его собрания, которая была передана в дар Отделу личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Президент ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова, по инициативе которой была организована выставка, сказала корреспонденту «Вечерней Москвы», что основополагающая тема собрания - искусство движения. В коллекции Барышникова превалирует графическая техника, акварель, а вот живописи немного. Это «Прохожие» Наталии Гончаровой и два произведения Олега Целкова – «Портрет» и «Голова».

- Я неоднократно встречалась с Михаилом Барышниковым, - сказала Ирина Александровна, - видела его коллекцию, но не всю, а ту часть, что висела на стенах, и я не знала, положим, сколько у него Леона Бакста, возможно что-то хранилась в запасниках. А вот произведения американских художников, которые не слишком знамениты, например, Салле Дэвид, но интересны именно для этого собрания, я не видела. Многое Михаил Барышников приобретал (и продолжает это делать) сам, многое ему дарят, - отметила она, - но любая вещь этой коллекции непременно связана с миром балета. И с непростой судьбой самого автора – Михаила Барышникова.

- Коллекция Миши Барышникова – это его личное пространство, он относится к нему с особым трепетом, никогда не допуская в него чужаков, - сказал спонсор выставки президент ABA Gallery Анатолий Беккерман, - его собрание безупречно и обаятельно, как и сам коллекционер.- Более 30 имен художников включает собрание Михаила Барышникова, - сказала куратор выставки Алла Луканова, - это русские, французские и американские художники. Русские превалируют. А практически со всеми американскими художниками Барышников сотрудничал. Для произведений русских художников мы даже создали русский зал, посмотрели и поняли – каждое из имен – Александр Бенуа, Павел Челищев, Филипп Малявин, Николай Рерих, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Сергей Судейкин и два портрета Сергея Дягилева – есть демонстрация русского искусства в эмиграции. И это перекликается с судьбой самого Михаила Барышникова. А потом мы нашли еще одно подтверждение – в 1968 году на сцене ленинградского Кировского театра Ролан Пети хотел поставить балет «Пиковая дама» для Михаила Барышникова. Но ему отказали. Через 10 лет уже в Марселе он все же ставит «Пиковую даму» для Барышникова и своей труппы. Но никаких эскизов от той постановки не сохранилось. Совершенно ничего… Лишь задник эскиза, который художник Андре Боренер подарил Михаилу Барышникову.

- В нем нет одержимости коллекционера, которая присутствует у многих собирателей, - сказала Ирина Антонова, - другие собиратели всегда демонстрируют нам свое достояние, а у Барышникова это выплеск душевных эмоций, светлые артистичные вещи, таковы как и сам танец Михаила Барышникова – воздушный полет.

Всех занимал вопрос: почему отсутствует автор? Как то не принято смотреть на коллекцию в отсутствии хозяина.

-Я не раз приглашала Михаила Барышникова в Москву, - сказала Ирина Александровна, - он мне ответил, что не исключает такую возможность. Думаю, что он как и Ростропович, Солженицын, Вишневская тесно и глубоко привязан к Родине.

Выставка открыта до 19 января 2014 года.

amp-next-page separator