Апофеоз войны: 7 шедевров Василия Верещагина
Будущий живописец появился на свет в Череповце, в семье помещика. Как и его братья, Верещагин был определен в военное учебное заведение: в 9 лет он поступил в морской кадетский корпус. Почти сразу после окончания корпуса Василий Васильевич вышел в отставку, избрав для себя путь художника. С 1860 по 1863 годы он учился в Академии художеств в Петербурге.
Последующая география перемещений Верещагина очень обширна. Оставив Академию, он уезжает на Кавказ, откуда потом переезжает учиться и работать в Париж. В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ, осенью посетил Петербург, а потом снова уехал в Париж. Зимой 1865-1866 годов художник учился в Парижской академии, а весной 1866-го завершил официальное обучение и приехал в Россию. Но, видимо, тягу к перемене мест было не унять: весной 1867 года Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора состоять при нем художником. Василий Васильевич приехал в Самарканд после взятия его русскими войсками, а затем участвовал в обороне города, который осадили восставшие местные жители. За проявленный героизм художник удостоился Ордена Святого Георгия 4-го класса.
В 1869 году Верещагин организовал в Петербурге "туркестанскую выставку", где показал картины, написанные в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Казахстане. По окончании выставки художник вновь направился в Туркестанский регион, выбрав путь через Сибирь. Два года спустя Верещагин переехал в Мюнхен и начал работу над картинами по восточным сюжетам, а в 1873-1874 годах устроил выставки своих полотен в Лондоне и Петербурге. Художника обвинили в отсутствии патриотизма, в сочувствии к врагу, резкое неудовольствие выразил сам император Александр II. Несмотря на критику, Императорская академия художеств присвоила Верещагину звание профессора, но Василий Васильевич от него отказался.
Затем художник почти два года прожил в Индии, а весной 1876-го вернулся в Париж. В 1877 году началась русско-турецкая война; узнав об этом, Верещагин покидает парижскую мастерскую и отправляется в действующую армию. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам. На фронте Верещагин получил ранение в бедро: художник попал под турецкий обстрел, когда находился на миноносце, устанавливавшем мины на Дунае. В 1882-1883 годах Верещагин вновь путешествовал по Индии, а в 1884 году отправился в Сирию и Палестину. На этом поездки художника не закончились: с 1901 по 1903 годы он посетил Филиппины, США, Кубу и Японию. Во время русско-японской войны Верещагин снова поехал на фронт. Художник погиб 31 марта 1904 года при взрыве броненосца "Петропавловск" вблизи Порт-Артура.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 7 наиболее известных картин, принадлежащих кисти Василия Верещагина.
1. "Апофеоз войны". Написана в 1871 году, хранится в Третьяковской галерее.
Это, безусловно, самая узнаваемая картина Верещагина, его протест против войн и насилия. На раме написано: "Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим". На желтом полотне изображена зловещая пирамида из человеческих черепов, изрубленных саблями и пробиты пулями. Позади – разрушенный город, обугленные и погибшие деревья, над «пирамидой» летают стервятники. Царящую кругом смерть подчеркивает яркое синее небо, на котором не видно ни облачка.
2. "Двери Тимура (Тамерлана)". Написана в 1872 году, хранится в Третьяковской галерее.
Картина из "Туркестанской серии", созданной по мотивам двух поездок в Среднюю Азию. Тщательно выписывая каждую деталь, Верещагин изобразил сложнейший резной орнамент тяжелых дверей мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, а также яркие одежды стражников, вооруженных копьями, щитами и луками со стрелами. При этом мастер демонстрирует и неспешность восточной жизни под палящим солнцем: о ней говорят статичные, застывшие в одной позе воины.
3. "Смертельно раненый". Написана в 1873 году, хранится в Третьяковской галерее.
Еще одна картина из "Туркестанской серии". Верещагин изобразил обезумевшего от боли русского солдата. На его лице – ужас, руками он пытается зажать рану в животе. Фон образуют небо, затянутое пороховым дымом. Помимо протеста против войны, художник явно выражает сочувствие к солдату, которому приходится мучительно умирать вдали от родины по прихоти тех, кто гонит людей на бойню.
4. "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой". Писалась с 1878 по 1879 годы, хранится в Третьяковской галерее.
Картина из "Балканской серии", рассказывающей о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На полотне, изображающем радость победы, вдоль бесконечного строя солдат мчатся всадники. На белом коне, впереди всех – полководец Михаил Скобелев, герой сражения у деревни Шейново близ знаменитого Шипкинского перевала. Скобелев приветственно поднял руку, над строем летят солдатские фуражки… Но все это находится на заднем плане, а впереди – неубранные трупы солдат на заснеженном поле.
5. "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной". Написана в 1881 году, хранится в Третьяковской галерее.
Одна из самых значительных картин "Балканской серии", написанная по мотивам штурма Плевны 30 августа 1877 года, который стоил русской армии множества жертв. В числе погибших был и брат Василия Верещагина Сергей, и художник обошел все возможные передовые в поисках тела. "Число раненых было так велико, что превзошло все мои ожидания", – писал Верещагин в аннотации к картине. Холст занимают четыре палатки-лазарета, но они не в состоянии вместить огромное количество раненых, которые теснятся вокруг, занимают все свободное место, но все равно прибывают и прибывают.
6. "На большой дороге. Отступление, бегство…" Писалась с 1887 по 1895 годы, хранится в музее Отечественной войны 1812 года.
Картина из серии "1812 год", "Наполеон I в России". На полотне изображена дорога из Красного (там произошло сражение, в котором армия французов понесла тяжелые потери) к Минску. Шествие возглавляет закутанный в шубу Наполеон. Произведение, как и вся серия, было новаторским, а потому поначалу вызвало отторжение критиков. Могущественный император брел впереди колонны своих солдат, опираясь на березовую палочку, одетый в польский костюм. Такого Наполеона европейское искусство не знало! Собственно, Верещагин уничтожил расхожий в то время миф о непогрешимости Наполеона и "рыцарстве" французской армии
7. "Осада Троице-Сергиевой лавры". Написана в 1891 году, хранится в Русском музее.
В этой картине Верещагин обращается к русской истории, запечатлевает осаду Троице-Сергиева монастыря войсками самозванца Лжедмитрия II. Осада длилась с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года и была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Живописец ярко показывает тяготы жизни осажденных, стойко обороняющих монастырь. В храм несут раненых, священники благословляют новых воинов, готовящихся к сражению. На монастырской стене бьются защитники лавры, а небо затянуто пороховым дымом.