Выставка, посвященная Екатерине Максимовой, открыта до 23 февраля. / Фото: kino-teatr.ru

Владимир Васильев: «Катя и Володя – понятие единое….»

Развлечения

1 февраля исполняется 75 лет со дня рождения балерины Екатерины Максимовой. В последних числах января в Бахрушинском музее открылась выставка, посвященная великой танцовщице, под названием «Все начиналось с фуэте…».

Множество архивных фотографий отражают творческий путь балерины – начиная с того года, как юная Катя Максимова впервые стала заниматься в балетном классе, и заканчивая временем, когда прославленная балерина уже воспитывала собственных учениц. Глядя на детский снимок супруги, Владимир Васильев сказал на вернисаже:

- Мне бы очень хотелось, чтобы наши с Катей соученики посмотрели эту выставку и вспомнили, как мы вместе учились, и как хулиганили иногда. Был даже случай, когда наш класс хотели расформировать, потому что вместо школьного урока по какому-то общеобразовательному предмету мы все вместе пошли в кино.

По поводу видеоматериалов в экспозиции Васильев заметил:

- Раньше, когда Катя была жива, я часто смотрел на ее работу критически, подмечал то, что, как мне казалось, можно сделать лучше. А сейчас, спустя годы, я смотрю на ее танец на экране, и мне в голову приходит только одно: как замечательно было все то, что она делала...

На вернисаж пришли ученики Екатерины Сергеевны и ее партнеры по сцене. Тему фильмов с участием Екатерины Максимовой развил солист балета Большого театра Геннадий Янин:

- Глядя на некоторые балеты в записи, понимаешь, что съемка была сделана давно. А когда наблюдаешь на экране за Максимовой, кажется, что ее снимали вчера: она танцует так, как танцуют и сейчас, и никто не шагнул вперед.

Балетмейстер-репетитор Большого театра Виктор Барыкин припомнил случившиеся много лет назад совместные с Максимовой и Васильевым греческие гастроли:- Наш спектакль «Икар» должен был проходить на открытой площадке. Стояла летняя жара, и на сцену летел песок. Тогда кто-то решил прямо перед представлением вымыть пол каким-то особым моющим средством. Нам об этом ничего не сказали. И вот в первой же сцене, где участвовали мы втроем, Катя побежала в сторону Володи, и поскользнулась, он ее поймал и поставил на ноги. Она устремилась в мою сторону – и опять заскользила, тут ее ловил уже я.

После этого Катя села на сцену, сняла пуанты, бросила их за кулисы и только после этого продолжила танцевать. Весь ужас был в том, что наш спектакль тогда транслировался в прямом эфире!

Решительная на сцене, предрепетиционный период, Екатерина Сергеевна, однако, часто начинала со слова «нет». Ее друг, французский фотограф Анри Лартиг, даже прозвал Максимову «Мадам Нет». Она всегда боялась не справиться с очередной сложной ролью…. но начинались репетиции, и сомнения уступали место кропотливой работе. Когда актрису спрашивали о хобби, она лишь недоуменно пожимала плечами: ей бы выспаться денек…

Зато Владимир Васильев в своем плотном графике иногда находил время для занятий живописью. И один раз уговорил и жену взять в руки кисть. Картину маслом, написанную Екатериной Сергеевной, Владимир Васильев назвал самым дорогим ему экспонатом на выставке. Сюжетом работы стал балет «Дон Кихот»…Поклонников балерины, несомненно, порадует воссозданная на выставке гримерная актрисы. Здесь можно увидеть ее пуанты, сценические костюмы. А также трельяж, подаренный Владимиром Васильевым музею. О нем артист рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы».

- Этот трельяж Катиной бабушке, урожденной Гучковой, подарила Вера Федоровна Комиссаржевская – она была очень дружна с их семьей. И когда Катя поступила в хореографическое училище, бабушка обрадовалась, что в семье появилась актриса, которой можно передать эту вещь. У нас был еще и подаренный Комиссаржевской веер, Катя с ним снималась в «Галатее». Но сейчас я нигде не могу его найти.

- О музее Екатерины Максимовой Вы еще не задумывались?

- Я думаю, что музей будет возможен только тогда, когда меня уже не станет. Понимаете, мы с ней были неразрывно связаны всю нашу жизнь, до золотой свадьбы Катя не дожила всего двух лет. Катя и Володя – это понятие единое, а сейчас осталась только одна половинка…

- А помните, как впервые ее увидели?

- Как впервые увидел, может быть, и не вспомню, а первый год нашего обучения, конечно, помню отчетливо. Мы ведь с ней в 1949 году поступили вместе в один класс, да так и остались вместе на всю жизнь…

Выставка открыта до 23 февраля.

amp-next-page separator