Донатас Банионис: Путин подошел ко мне и сказал, что я его крестный отец
С Россией у Донатаса Баниониса была сложная любовь. Любовь, несмотря на то, что он — литовец, несмотря на то, что его тесть — был заклеймлен как кулак, несмотря на то, что его отец, до смерти напуганный приходом советской власти, сбежал в Бразилию, а сам Донатас — лишь по случайности не успел последовать его примеру.
— Благодаря этой стране я получил профессию, — повторял актер. — Ведь у меня не было никаких шансов попасть в театр, а из—за всей этой советской «каши» случилось так, что театр, искусство для богатых, стал доступен и бедным…
Банионису на роду было написано стать гончаром. Так рассудил отец, ведь, по его мнению, мальчику из нищей семьи не пристало играть на сцене.
— Кино и театр — это роскошь для богачей. Бедняки вроде нас должны заработать свой кусок хлеба трудом, сынок, — говорил он.
Возможно, Банионис до сих пор и делал бы свои горшки, если бы не случай.
— Приятель позвал меня в Паневежский театр, — вспоминал потом Донатас, — туда приехал молодой режиссер Юозас Мильтинис, европейски образованный человек, ученик французского мэтра Шарля Дюллена. Он хотел построить в Литве европейский театр и набирал учеников в студию.
Так молодой гончар стал учиться на актера. А уже дальнейшую судьбу Баниониса определил приход советской власти. Продвинутый литовский режиссер, мечтающий о европейских переменах, в мгновение ока стал невыездным и тогда самодеятельную труппу, набранную из 16-17— летних мальчишек, ему пришлось задействовать в настоящих «взрослых» постановках.
Банионис играл правильные роли. Павку Корчагина; командира счастливой «Щуки»; Вайткуса, сторонника советской власти в знаменитом фильме «Никто не хотел умирать», рассказывающем о становлении советской власти в Литве...
Сам президент Путин как-то признался, что решил стать разведчиком после того как посмотрел фильм «Мертвый сезон» с Донатосом Банионисом в главной роли.
— В 2008 году, когда мы были на приеме в Кремле, Путин сам подошел ко мне положил руку на плечо и сказал: а вы — мой крестный отец, — вспоминал Банионис в одном из своих последних интервью.
Но по-настоящему известным советскому зрителю он стал после второго своего фильма — «Берегись автомобиля», в котором Банионис сыграл небольшую, но яркую роль пастора, покупателя «Волги». Наверное, все вспомнят сцену, когда в автомобиле Деточкина пастор долго отсчитывает «Пять тысяча пятьсот денег» одними рублями, отвечая на возмущения Деточкина:
— Не мешайте меня, а то я буду начинать сначала.
Кстати, именно в этом фильме зритель в первый и в последний раз услышал настоящий голос Баниониса. Во всех других лентах его озвучивали другие. «Зачем», — недоумевали друзья и близкие актера. — Банионис говорил по-русски прекрасно, без знаменитого «прибалтийского акцента», имитировать который ему пришлось для роли в «берегись автомобиля».
Банионис никогда не считал себя красивым. И, кажется, до конца жизни удивлялся, почему его, такого «невысокого, невзрачного, неяркого не очень талантливого» (он любил говорить о себе с приставкой "не"), называют любимцем всех советских женщин. Сам Донатас всю жизнь любил одну женщину — свою жену Ону, и пережил ее всего на несколько лет.
28 апреля он отпраздновал свой юбилей. Актеру исполнилось девяносто. В последние годы он уже не играл в кино. Но, будучи в здравом уме и трезвой памяти, часто в беседах с журналистами повторял одну и ту же мысль, видимо, очень тревожащую его в последнее время:
— Мне кажется, что на нашем поколении закончится связь литовского искусства с русской культурой и русским театром, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис и я стараемся поддерживать и сохранять эти культурные связи. Но нас мало. И мы когда—нибудь уйдем.
Теперь он ушел. И хочется, чтобы уходя — все—таки ошибся.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Донатас Банионис. Никто не хотел умирать
… Разведчик, герой-любовник, бесстрашный ковбой и знаменитый художник, глава тайного ордена… Он всегда играл роли людей, на которых он совершенно не был похож внутренне.
Недавно ему исполнилось 90. После распада Союза литовский актер на какое-то время исчез из поля зрения наших зрителей и поклонников. Но забыть его не смогли. И вот теперь – переживаем потерю…
Его жизнь началась странно и тяжело. Отец-портной, фанатичный большевик, бросил на время семью, чтобы «устраивать в Бразилии революцию». Она там не задалась, портной издавал подпольную газету, но был раскрыт и выслан из страны. Он вернулся в Литву, где было холодно и серо, через два года. Но мама Донатаса его уже не приняла – его место занял другой мужчина. Вечной голодный пацан с огромными глазами именно тогда начал мечтать о театре – актеры казались ему жителями волшебной сказки (далее...).