«Две женщины»: тургеневские чувства, нужные каждому
По мнению не только критиков, но и профессиональных исследователей Тургенева, фильм получился конгениальным пьесе. Как это удалось, «Вечерняя Москва» выясняла у режиссера.
— Вера, поздравляем вас с премьерой фильма. Почему для экранизации вы выбрали именно Тургенева, а не, скажем, более известного в мире Чехова?
— У пьесы «Месяц в деревне» большая история. В конце 70-х — начале 80-х Анатолий Эфрос сделал культовый спектакль в Театре на Малой Бронной. О нем говорила вся Москва, на него было не попасть. И сейчас в Европе это очень востребованная пьеса. В мире вообще два самых знаменитых наших писателя — Тургенев и Чехов. И мы, создавая этот фильм, надеялись, что герои, их жизнь, поступки будут перекликаться с жизнью сегодняшнего зрителя.
— Но вы ведь снимали свою историю с нуля, не опирались на предыдущие постановки?
— Конечно. Но может быть, сохранились ощущения от спектакля Эфроса. 30 лет прошло, а восторг, который я тогда испытала, остался. Возможно, поэтому я и захотела снять фильм. Эфрос шел «от Тургенева», и мы старались делать так же, потому что Тургенев очень точно определяет для режиссера контуры будущего спектакля.
— Как вы работали с текстом пьесы Тургенева, готовя его к экранизации?
— Пришлось его немного сократить, пьеса очень длинная. Сначала мы не решались это делать, но потом прочитала у Станиславского, что он перед постановкой сокращал текст. Мы, конечно, не Станиславские, но в итоге пошли на это.
— Как вам удалось привлечь к работе Рэйфа Файнса?
— Он очаровался Тургеневым.
— А если более конкретно?
— Но это так и есть. Он прекрасно знает Тургенева и нашу классику вообще. Он играл Иванова в одноименной пьесе Чехова. Я видела его на сцене в театре, и я помню то ощущения восторга, которое испытала тогда, в 1997 году. А Файнс видел мою картину «Одна война» и, наверное, поверил в меня как в режиссера. Он выделил для работы над «Двумя женщинами» три месяца, что для востребованного актера в современном мире внушительный срок.
— В том числе и с помощью этого известного во всем мире актера вы думаете заинтересовать зарубежного зрителя?
— Я очень надеюсь, что мы найдем зрителя в Европе, и не только потому, что Рэйф Файнс выдающий актер. Русскую классику все-таки любят во всем мире. Мы уже побывали на многих фестивалях. Недавно вот в Ханое (Вьетнам — «ВМ») фильм получил гран-при на международном фестивале, в котором участвовали 52 страны. Казалось бы, где Ханой, а где мы с нашим Тургеневым… И человеческие чувства понятны в любой точке мира.Еще большая радость и гордость: отзывы участников Международной научной конференции «И. С. Тургенев в современном мире: тургеневские мифологемы и коды». В библиотеке имени Тургенева был специальный показ фильма, и особенно радует, что люди, профессионально занимающиеся творчеством писателя, высоко оценили картину. В отзывах говорилось, что этот фильм появился очень вовремя, когда необходимо «воспитание чувств» у зрителей, особенно молодых. И к ним я все-таки надеюсь пробиться — через человеческую эмоцию.
СПРАВКА «ВМ»
Вера Глаголева родилась в Москве 31 января 1956 года. В юности она занималась стрельбой из лука, стала мастером спорта и выступала за юношескую сборную Москвы. В кино снялась в 1974 году. Сыграла в картинах «Не стреляйте в белых лебедей», «Выйти замуж за капитана», «Торпедоносцы»,«Зонтик для новобрачных». В 1990 годы дебютировала в качестве кинорежиссера, сняв фильм «Сломанный свет». Руководит Мастерской театрального факультета Московского института телевидения и радиовещания «Останкино».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Тонкое кружево
На выставку костюмов из нового фильма Веры Глаголевой «Две женщины», открывшуюся в Музее Александра Сергеевича на Пречистенке, я пришла будто из XIX века: в шелковом платье и в шляпе с цветком.
Не по погоде, но по ситуации. По дороге в музей фотограф — мужчина зрелый и рациональный — прочитал мораль, что «надо беречь здоровье, мол, не девочка!» Но я сказала ему: «Отстань, старик! В XIX веке дамы в шерстяных штанах не ходили, хотя морозы были посильнее». А про себя подумала: «Разве мог джентльмен из того мира выдать такую пошлость женщине?» Ни Мишель Ракитин, даже в деревне носивший шелковый шейный платок и белый пиджак, ни простоватый помещик Ислаев так прямодушно заботу о даме не проявляли. Да и исполнитель роли Ракитина — знаменитый Рэйф Файнс, приехавший из Лондона на открытие выставки и премьеру фильма, деликатно обращается с прекрасным полом. Это видно по его глазам. И об этом рассказывают партнерши, с которыми он работал в этой картине – от 75-летней народной артистки Ларисы Малеванной до 25-летней дебютантки Анны Левановой. (далее...)