Кинорежиссер Вадим Абдрашитов / Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Вкусы зрителей воспитали сериалы

Развлечения
Известному кинорежиссеру, создателю фильмов «Парад планет» и «Магнитные бури» Вадиму Абдрашитову 19 января исполняется 71 год. Корреспондент «ВМ» пообщалась с народным артистом РФ.

- Вадим Юсупович, планируете ли отмечать день рождения?

- Конечно, но ничего особенного не буду устраивать. Просто соберутся дети, внуки, посидим в семейном кругу.

- Есть ли у вас проекты, над которыми сейчас работаете?

- Да, у меня в работе два проекта, сейчас решаю проблему финансирования. Надеюсь, хотя бы один из них удастся сделать. Честно, из суеверия не хотел бы о них рассказывать, но могу сообщить, что каждый из них посвящен сегодняшним реалиям.

- Вы преподаете во ВГИКе. Раньше кумирами молодых режиссеров были Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский. А какие сегодня кумиры у студентов?

- Сегодня много кумиров из Европы, Америки, студенты любят голливудские фильмы. В первую очередь все знают, конечно, Квентина Тарантино. Я вкусы молодежи поддерживаю не всегда. Согласен, можно подражать качественному кинематографу, брать за основу качественную литературу. Мы во ВГИКе пытаемся обучить студентов ремеслу — искусству кинорежиссуры.

- В одном из своих интервью вы разделили понятия «кинематограф» и «киноискусство». Получается, то, что идет в массовый прокат, нельзя назвать искусством?

- Вовсе нет. Надо понимать, что кинематограф — понятие объемное, и нет четкого определения этого сложного симбиоза. Я имею в виду кинематограф как производство, как огромную фабрику. Кино как искусство — это другое, в нем существуют проблемы поиска нового киноязыка, способа выражения. Точно так же существует и литература для удовлетворения массового читателя, а есть отдельные авторы, которые посвятили себя литературе как искусству.

- Что сегодня нужно зрителю?

- Телевидение воспитало вкусы зрителя во многом в антикинематографическом смысле. Я имею в виду полное упрощение коллизии, примитивизация сюжета. Все то, что мы видим в большинстве телесериалов. Когда зритель к этому привыкает, то кинематограф, создающий серьезный фильм, не может найти своей аудитории.

- В центре ваших фильмов обычно находятся нравственные проблемы. А какие сегодня проблемы есть в обществе?

- Их, к сожалению, очень много. Главное, что меня тревожит, — это неуверенность в завтрашнем дне, люди с тревогой, озабоченностью смотрят в будущее. Все это создает определенную атмосферу, которая отражается в фильмах. Ведь если это качественное художественное кино, то оно не может не иметь связи с реалиями жизни. И если в жизни существует атмосфера озлобленности, нетерпимости (в чем мы и живем), то это напрямую сказывается на содержании картин.

2016 год объявили Годом кино. Что-то изменилось внутри киносообщества?

- Нет. Когда был Год литературы, ничего не изменилось в сообществе литераторов, так же останется и у кинематографистов. Хотелось бы, чтобы эта инициатива власти была подкреплена материально, хочется, чтобы в кинематограф пришло больше денег. Тогда вырастет и качество фильмов, появятся новые идеи. Но год только начался, поэтому посмотрим, что будет дальше.Сейчас денег определенно не хватает, и это сильно отражается на качестве современного кино.

amp-next-page separator