Смотри и помни. Детский взгляд на взрослый мир
На пожелтевшей бумаге — бойцы в зеленых шинелях. Сжимают в руках оружие, отстреливаются, но ранены тяжело — алой акварелью разлиты пятна крови. «Телефонная станция и убитые» — так озаглавил свой рисунок ученик второго класса Паша Григорьев. Внизу дата — декабрь 1917 года.
Вот — расстрел большевиками юнкеров. А здесь цветными карандашами — венки у стены, вероятно, Кремлевской. Дома со следами обстрелов, битые стекла. Похороны.
— Незавидна судьба ребят, рожденных в начале XX века, — говорит научный сотрудник отдела изобразительных материалов Евгений Лукьянов. — Все эти мальчишки родились в интеллигентных семьях, учились в престижных учреждениях — мужской гимназии имени Ломоносова и частном реальном училище имени Александрова. Чистописание и рисование там преподавал Василий Сергеевич Воронов. Он собрал рисунки, записки ребят и передал в музей.
У многих работ не сохранилось авторства, многие подписаны просто классом — 3 «Г», 2 «Б». Но все они выполнены с необыкновенной тщательностью. Учитель Воронов просил: рисуйте все, что видите.
«Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», — так без обиняков революцию описывает восьмилетний мальчик.
«Мама стояла у окна и вязала чулок. Как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике», — пишет другой гимназист.
Достоверных данных о судьбе юных гимназистов нет. Догадаться, впрочем, несложно: эмиграция или беспощадный молох революции.
История стала источником вдохновения и для современных школьников. Так, учащиеся школы № 1494 вместе с преподавателем создают фильм о старинной церкви в своем районе. Фильм готовят в рамках общегородского семинара-фестиваля «Автопортрет города». Корреспондент «ВМ» выяснила, что волнует юных режиссеров, актеров и операторов.
Материал для картины ребята собирают уже два года.
— Мы с ребятами были на экскурсии в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, — рассказывает преподаватель основ религиозной культуры и светской этики Алиса Колобова. — Ушли под глубоким впечатлением, а потом задались вопросом, есть ли у нас в Марфине храм.
Ответ нашелся в архивах: ребята обнаружили в своем районе церковь и приют 1884 года. По крупицам удалось найти и сведения о том, как шло строительство, как менялись здания с ходом времени. Все это школьники собрали в презентацию и репортажи. На их основе и будут снимать фильм.
— Мы хотим создать автопортрет: рассказать от лица церкви о том, что было в нашем районе в XIX веке и что окружает ее сейчас. Возможно, это будет диалог церкви и приюта, — поясняет идею будущей картины семиклассница Дарья Аккуратова.
Кинопроизводство — как у взрослых. Роли в команде четко распределены. По словам учительницы, когда встал вопрос, кто будет оператором, то все сразу сказали: Максим Капустин. Школьник действительно давно увлекается съемкой, сам обучался монтажу.
— После войны эту церковь перестроили, сейчас там находится научно-исследовательский институт, а саму церковь не видно за забором. Чтобы ее показать, я планирую использовать общий план, а также добавлять архивные кадры, — рассказал Максим.
В роли актеров, сценаристов и режиссера — тоже школьники. В педагогах же ребята видят скорее советчиков — активного участия от взрослых они не ждут.
— Учителя нам помогают, но большую часть фильма мы хотим сделать самостоятельно. Если все сделают они, то в этом не будет никакого смысла, они все и так знаю, — уверен Максим Капустин.
Взрослые такое отношение всячески поддерживают: в том, что подобные творческие проекты помогают наладить диалог «отцов и детей», сомнений нет.
— Очень интересно посмотреть на Москву глазами моих учеников, — подтверждает Алиса Колобова.
Увидеть историю старинной церкви из Марфина можно будет уже в мае — именно тогда будут подведены итоги семинара-фестиваля «Автопортрет города».
В планах у школьников обратиться к настоятелю Владыкинского храма с предложением повесить мемориальную табличку на здании старинной церкви.