Руководитель Центра импровизационной музыки «Тапёрский клуб» в «Аптекарском огороде» Филипп Чельцов / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Тапер. Сильнее слов

Развлечения
Тапер относится к забытым профессиям: не стало немого кино, не стало и таперов. однако "Вечерке" удалось отыскать в столице представителя этой исчезающей профессии.

Специалист по информационной безопасности, эксперт по рекламе в социальных сетях — все больше новых профессий появляется на рынке труда, который идет в ногу со временем. Однако есть и обратная сторона медали — некоторые ремесла оказываются безвозвратно утерянными.

Так произошло и с таперами — музыкантами, аккомпанирующими немым фильмам. Своей музыкой они оживляли некогда безмолвное кино, создавали его атмосферу. Но когда экранные герои обрели голоса (первым советским звуковым художественным фильмом стал «Путевка в жизнь» (1931). В СССР немые фильмы выпускались до середины 30-х годов. — «ВМ»), они оставили таперов без работы. Возродить традицию и дать ей второй шанс решили под сенью Ботанического сада «Аптекарский огород».

Здесь открылся первый в стране центр импровизационной музыки «Таперский клуб». Руководит им пианист и композитор Филипп Чельцов.

Вера Холодная в фильме «Последнее танго», 1918 год / кадр из фильма «Последнее танго»

Да здравствует импровизация!

Вопреки моим ожиданиям, представитель старинной профессии оказался совсем молодым человеком: Филиппу 20 лет, он учится в Московской консерватории. Свой первый немой фильм Чельцов «озвучил», еще будучи подростком.

— Мне было тогда лет тринадцать, — рассказывает он. — Это было какое-то мероприятие в Музее кино. Играл я тогда для фильма «Дон Кихот». И, кстати, вы зря считаете тапера представителем старинной профессии, — отчитывает меня музыкант. — Ремесло это возникло одновременно с появлением кинематографа, а ведь кино, как вы знаете, — это самое молодое искусство.

Тем не менее первая немая картина была показана в 1895 году в Париже — 122 года назад, а техническая надобность в таперах отпала почти 90 лет назад...

Зал перед показом «Пиковой дамы», для которой сегодня играет Филипп, полон. Отчего же люди пришли сюда, а не на просмотр разрекламированного блокбастера, как раз вышедшего в прокат? Чтобы понять это, занимаю свое место среди зрителей.

Актеры на экране открывают рты в немом диалоге. Изпод тонких пальцев пианиста вылетает волнительная, чуть истеричная мелодия.

Герои картины «Пиковая дама» спорят меж собой, и музыка вторит им. Вокруг царит полумрак, и лишь луч прожектора выхватывает из темноты черно-белые кадры. Перед Филиппом нет нот, все его внимание приковано к экрану.

— На самом деле я далеко не всегда знаком с картиной, которой аккомпанирую, — признается тапер после окончания сеанса. — Бывает и такое, что я впервые смотрю фильм вместе со зрителями. Но это не значит, что музыка будет хаотичной. Вполне можно выстроить форму спонтанно, если иметь определенную сноровку и знать достаточное количество композиций.

Но, как правило, Филипп программу готовит. Особенно ему нравится работать с узнаваемыми композициями, делать отсылки к другим произведениям.

— Мне очень нравятся, например, темы из советских кинофильмов. Но я стараюсь использовать не только классику, но и удивить зрителя, — делится Филипп своим секретом. — Нужная музыкальная композиция сама приходит ко мне, когда я смотрю на экран. Очень часто получается так: я решил, что буду играть, но в последний момент понимаю, что есть более подходящая музыка. Та, которая поможет публике глубже воспринимать происходящее на экране.

Благодаря музыкальным импровизациям исполнителя один и тот же художественный фильм зритель может смотреть десятки раз — и каждый раз воспринимать его по-новому.

В этом и заключается искусство тапера.

Вершины мастерства

— Я не считаю картины, которые мы смотрим здесь, в «Таперском клубе», пережитком прошлого, — отмечает Филипп Чельцов. — Большинству современных фильмов до них далеко. В то время актерам приходилось передавать эмоции лишь жестами, мимикой, вы только вдумайтесь — какое мастерство! Мне кажется, современное кино таких вершин еще не достигло.

Впрочем, звуковые фильмы тапер тоже смотрит и любит — особенно такие шедевры отечественного кинематографа, как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Москва слезам не верит», «Ирония судьбы, или С легким паром!».

— Кино — это зеркало поколения, оно не может быть неинтересным, — говорит Филипп. — Каждая картина — это огромный труд людей. Любая лента имеет право на своего зрителя — и старая, и новая. Поэтому если мы перестанем смотреть немые фильмы совсем, это будет очень обидно. Это ведь огромный культурный пласт!

Рене Фальконетти в картине «Страсти Жанны д’Арк», 1928 год / кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк»

Есть в этом особая прелесть

Несмотря на то что «Таперский клуб» открылся не так давно, ему нет и полугода, проект уже имеет своих преданных поклонников.

— Мы каждый раз приходим сюда посмотреть кино. Вы знаете, это такая ностальгия, — рассказывает зрительница Маргарита Усова. — Я уже не застала таперов, но мне рассказывала о них бабушка. Я с удовольствием смотрю немые фильмы еще и потому, что не могу причислить себя к большим поклонникам современных кинокартин — на мой вкус, они перегружены всевозможными спецэффектами.

Маргарита Усова постоянно приходит в клуб с супругом и друзьями, а сегодня с ней немой кинофильм с интересом смотрела и приехавшая из Баку дочь ее подруги Ирада Керимова.

— Есть какое-то волшебство и особая прелесть в немом кино, когда ты смотришь его под музыку, — поделилась впечатлениями Ирада. — Музыка — живая, объемная, воспринимается одним из персонажей фильма.

«Таперский клуб» собирается каждый четверг и субботу в 20:00 в «Аптекарском огороде». Расписание сеансов доступно на сайте Ботанического сада.

СПРАВКА

Первый немой фильм снял в Великобритании француз Луи Эме Огюстен Лепренс в 1888 году, а первый публичный кинопоказ состоялся в лаборатории изобретателя Томаса Эдисона в мае 1891 года.

amp-next-page separator