Любовью оскорбить нельзя
За четыре столетия со времени написания пьесы «Собака на сене» (1618) много воды утекло: изменилась эстетика театра, другими стали зрители. Неизменными остались только человеческие отношения. Людьми по-прежнему правит любовь, во имя которой скрещиваются амбиции и характеры, как во времена Лопе де Веги скрещивались шпаги.
В основе комедии «Собака на сене», которую, по мнению Луначарского, «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха», находится история о том, как два любящих, но разделенных сословными барьерами человека, вынуждены идти на подлог, чтобы устроить свое счастье.
Вслед за Лопе режиссер Татьяна Константинова лихо закручивает сюжет. Без претензии на «правду жизни» спектакль являет собой игру страстей, полную выдумки, озорства и условностей. И зрители охотно включаются в эту игру, с горечью вспоминая время от времени о несостоявшихся в их окружении союзах из-за социальных, религиозных, национальных и других условностей и предрассудков. Проходят столетия, а проблема остается.
Мюзикл «Собака на сене» получился очень зрелищным и очень театральным. А две новые образные вставки сделали его по-своему уникальным. Это – включение в музыкально-пластическую партитуру спектакля гитариста (Евгений Савенко) и солистов балета (хореограф Ирина Корнеева), вносящих дополнительные чувственные краски в монологи и диалоги главных героев.
Спектакль начинается сценой «ночной суматохи», во время которой графиня Диана – молодая вдова – узнает от слуг о любовном романе служанки Марселы и секретаря Теодоро, а затем неожиданно понимает, что сама влюблена в него («Я столько раз невольно замечала, как Теодоро мил, красив, умён… Что если бы он знатным был рожден?..»)
В душе́ графини идет заложенная Лопе постоянная борьба «любви и сословной спеси», и Зайцева, актриса, необыкновенно тонко чувствующая драматургический материал, заставляет свою героиню страдать, мучая себя и изводя капризами Теодоро («Я потому люблю, что я ревную…»). Пытаясь спрятать страсть под маской холодного безразличия, Диана слушает то доводы рассудка, то голос сердца.
Роль графини Дианы словно создана для примадонны театра Елены Зайцевой, обладающей завораживающе красивым, сильным голосом, природным женским обаянием и ярким драматическим дарованием. Ключ к раскрытию противоречивого образа Дианы актриса увидела в знаменитой фразе: «не в величье наслажденье, а в том, чтобы душа могла осуществить свою надежду».
История любви Теодоро не менее сложна и противоречива уже потому, что зародившаяся в нем страсть вступает в конфликт с «гордостью простолюдина». Однако и здесь любовь побеждает рассудок: Леонид Бахталин увидел в Теодоро романтического героя, а не комического персонажа. Герой Бахтилина порывист, наивен, горяч и, несмотря на непохвальное поведение с Марселой, благороден и честен с той, которую любит всем сердцем. Сцена прощания Теодоро с Дианой – одно из трогательнейших объяснений в любви в спектакле – буквально разрывает сердце.
Теодоро: «Я за самим собой пришел… Я умоляю Вас, отдайте мне самого себя».
Диана: «Так знайте: я не отдам вас, Теодоро. Я оставляю вас себе. Уйдите. Истекая кровью, честь борется с моей любовью…»
В этом спектакле Елена Зайцева и Леонид Бахталин вновь составили прекрасный драматический и вокальный дуэт.
Хорошо сыгралась комическая пара знатных женихов Дианы: степенный Граф Федерико (Владислав Сташинский) и расфуфыренный словно павлин Маркиз Рикардо (Пётр Борисенко).
Запомнились блестяще сыгранные артистами роли умного хитреца Тристана (Владислав Кирюхин), влюбленной Марселы (Ольга Белохвостова), мудрой Анарды (Инара Гулиева), наивного и обаятельного Фабьо (Александр Бабик), высокородного несчастного отца Графа Лудовико (Александр Маркелов)…
Свою лепту в общий успех внесли художники Виктор Архипов (образная, функциональная сценография) и Светлана Логофет (костюмы).
Спектакль заканчивается веселым апофеозом всех участников представления:
Да, если верить и мечтать,Счастье вас найдет.И сказкой наявуЛюбовь придет!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мариус Петипа - хореограф на все времена
Николай Цискаридзе: Я за ясные отношения между художником, обществом и властью