Пьеса «Вальпургиева ночь»: все в белом
В московском театре «Мост» — премьера спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», поставленная к 80-летию автора пьесы Венедикта Ерофеева. Режиссер Евгений Славутин создал новую редакцию своего эпохального спектакля, который шел на сцене Студенческого театра МГУ в 1989 году.Пьеса «Вальпургиева ночь» — это исповедь-озарение Венедикта Ерофеева. Он написал ее после пребывания в психиатрической клинике. Автор страдал тем же недугом, что и главный герой произведения Гуревич (актер Георгий Антонов), — расстройством нервной системы из-за злоупотребления алкоголем. В том числе и «белой горячкой».
Белые стены театра «Мост» идеальны для спектакля с подзаголовком «безумная больница в трех отделениях». Белый цвет — цвет избранных, изгнанных, отчасти святых, отчасти проклятых. Как и Веничка, главный герой другого произведения Ерофеева «Москва-Петушки», Гуревич часть своей жизни прожил подобно одинокому степному волку, который мечется по просторам России в поисках понимания, которого не находит. Но Гуревич по возрасту моложе Венички, и впереди у него масса времени для того, чтобы обрести или покой, или счастье.
В первые же минуты пребывания в психушке Гуревич задается вопрос: «Неужели я объехал весь свет для того, чтобы узнать, что в Архангельске лучше сдавать посуду на улице Розы Люксембург?» Гуревич не говорит, что он прочитал тысячи книг тоже не для того, чтобы сойти с ума от пьянства, но эта мысль проходит через пьесу и спектакль. Он оказывается в закрытом учреждении, привязанным к постели с людьми не обремененными интеллектом и знаниями, но все они в одинаковом положении, и у каждого свой крест и свой порок.
Помогают ли Гуревичу в психушке его философские знания? Вряд ли, ведь за каждую цитату мудрецов и умников он получает побои и пилюли смирения. Но при этом автор, а за ним и режиссер показывают, что в Гуревиче все же есть сила, и эта сила — не только в большом количестве прочитанных книг, но еще и в личном опыте. Жизнь вытолкнула Гуревича из библиотек и научных кафедр на самое дно, но в этих падениях-полетах и обратно есть проблески истины. И оптимизм. Главный герой пьесы всерьез считает, «что самое лучшее впереди».
В спектакле заняты молодые артисты. Наблюдать за их эмоциями, превращениями очень интересно. Они играют людей из эпохи своих отцов или даже дедов, которая по сути диаметрально противоположна нынешней. И в их игре чувствуется огромное желание понять то время, людей и полюбить. Прямо-таки ощущается неравнодушие к судьбе человека и возмущение: «Почему же так происходит, почему так беспросветно?».
Витя-гроссмейстер (Роман Зуев) отказывается есть Белую королеву. Для него, пожирателя материальности, она — святая. Белая идея спасения мира, человека, жизни — главная идея «Вальпургиевой ночи». Спасается ли Гуревич и другие асоциальные типы — зритель узнает к финалу спектакля.
Кстати, Евгений Славутин сократил свою первую подробную версию спектакля больше, чем на два часа. Потому что считает, что «у современного человека осталось еще меньше времени на спасение, чем 20 лет назад».