Возвращенная картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» в Третьяковской галерее / Фото: предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи

Искусство под прицелом: кто и как охраняет картины от нападений

Развлечения
Шедевр художника Эдварда Мунка окружат особыми барьерами

Уже в апреле Третьяковская галерея порадует москвичей очередной выставкой - из Норвегии привезут картины Эдварда Мунка, в том числе и самую известную - «Крик». Для того, чтобы защитить шедевры от возможных нападений, они будут защищены специальными ограждениями.

«ВМ» выяснила, какие меры предпринимаются для того, чтобы оградить картины от посягательств вандалов.

Самая простая мера - помещать картины в раму со специальным стеклом. Так называемое музейное стекло - безбликовое - отличается от других видов покрытия тем, что имеет специальное покрытие. Это стекло производится методом напыления защитного антибликового слоя в вакуумной среде. Оно имеет уникальное просветляющее покрытие, делающее его практически невидимым. Музейное стекло надежно защищает картину от выцветания, так как задерживает 92-97 процентов ультрафиолета. А то время как обычное стекло задерживают не более 80 процентов ультрафиолета, а пластиковое стекло и вовсе полностью пропускает УФ-лучи. Чтобы предотвратить кражу, картины подключаются к сигнализации - используются специальные датчики вибрации, которые тут же подают звуковой сигнал и посылают на пуль охраны соответствующее сообщение. 

Для выставки картин Мунка предусмотрен целый комплекс охранных мероприятий - от специальных ограждений и сигнализации, которые не должны допускать посетителей на слишком близкое расстояние, также картины будут освещены специальными, неопасными для полотен и графики осветителями. 

С вандалами музеям бороться очень непросто. В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон взяла топор для мяса на выставку в Лондонскую национальную галерею и семь раз ударила им «Венеру с зеркалом» кисти Диего Веласкеса. Мисс Ричардсон позже объяснила, что ее действия были выражением против того, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру». Картину отреставрировали и отгородили мощным барьером. 

В 1989 году на Вилле Боргезе  в Италии случилось более 80 дерзких краж носов статуй: за месяц этой части мраморного тела лишились «Колумб», «Макиавелли» и другие скульптуры. Атаковали все подряд, однако среди пострадавших оказались и крайне ценные работы великого итальянского скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Злобным вандалом оказался психически больной человек, считавший что он - инопланетянин. Вместо оригиналов были установлены копии.

В 1987 году в Национальной галерее Лондона некий Роберт Кембридж с двух метров выстрелил из обреза, спрятанного под пальто, в картину «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Пули не пробили защитное стекло, но оно треснуло, да так, что осколки повредили саму работу. Кембридж заявил, что таким образом хотел выразить свое отвращение к «политической, социальной и экономической ситуации в Великобритании». Стекло заменили на более прочное. 

В пух и прах разбил молотком пенсионер знаменитую работу Марселя Дюшана «Фонтан» в Центре Помпиду в Париже в 2006 году. Но вандал не знал, что хитрые устроители выставили копию - такой же писуар. «Молоткобойца» оштрафовали на 200 с лишним тысяч евро. Пенсионер заявлял, что все его атаки на писсуар — тоже искусство, перформанс и что его очень печалит и раздражает тот факт, что радикальная в прошлом работа стала настолько неприступной. «Я решил немного освежить ее, Дюшан бы одобрил, я верю в это», — заявлял он позднее. 

Соответственно, музеи серьезно озабочены вопросами сохранности мировых шедевров. 

- Лучше пуленепробиваемого контейнера со стеклом толщиной в два сантиметра и с кондиционером для поддержания уровня влажности и температуры ничего пока не придумали, - говорит пресс-секретарь Лувра Давид Мадек.

По его словам самая защищенная от вандализма художественная работа - это Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи. Она экспонируется в отдельном зале, снабжена саркофагом из стекла и железа с системой поддержания микроклимата. 

amp-next-page separator