Беда где-то рядом
Может, потому, что «Антон тут рядом» - фильм документальный и без раскрученных звезд, его поставили в утреннее расписание – на 9.00 в Большом зале Дворца фестивалей. Зрителей человек сорок. Ведь в это же время рядом демонстрировали конкурсный «Что-то в воздухе» Оливье Асаяса о бурных событиях 1968 года в Париже. Журналисты все были на этом показе. Кроме русских.
Те, кто пришел на фильм Любы Аркус, не пожалел об этом ни одной секунды. История про мальчика-аутиста Антона Харитонова из северного поселка снималась долго, четыре года. Антон рос вместе с фильмом болел. поправлялся, ложился в интернат, убегал, возвращался. Это не тот случай, когда камера отстраняется и холодно фиксирует происходящее. Нет, камера Аркус (точнее, ее оператора Алишера Хамидходжаева) становится равноправным участником операции по спасению одной детской изломанной души. Из затравленного волчонка, Антон, согретый добром и теплом, превращается во вполне сознательную личность. Он умеет уже писать и читать, разговаривать, а не кричать, улыбаться, а не кусаться. Он способен написать свое простодушное эссе о людях. Люди, пишет он, стоят, сидят, умирают терпят, страдают… И главное – люди летают. В этот Антон свято верит.
И Люба в фильме летает вместе с ним. Особенно – когда находит потерянные письма своего отца из 1937 года. Когда прощается с мамой Антона, умирающей от рака… Когда шаг за шагом сближает сына и отца, живущего своей трудной жизнью… Когда не жалеет для счастливого конца истории денег и сил – это она лепит семью Антона заново, покупает дом в деревне, соединяет с семье отца, учит его заново улыбаться…
- Мы живем, как можем, - говорит один из героев фильма, адвокат, у которого сын тоже аутист. – А они (аутисты) - как мы поможем. Вот так просто.
Фильм, ставший маленьким событием на Мостре, обещают показать в нескольких российских городах. Хорошо бы и по телевидению. Потому что это не просто кино, а проповедь добра, что многие кинематографисты уже не умеют (или не хотят) делать. А еще - обличение византийского по сути государства, в котором находятся миллиарды на спортивные сооружения и мосты, пафосные парады и праздники, но нет лишней копейки на медсестер и нянечек в спец-интернатах и больницах…
Еще Люба Аркус (кстати, главный редактор питерского журнала «Сеанс») говорит за кадром своего умного и жесткого фильма о том, что поняла, что камера – это бог. И она способна менять того, на кого нацелена. Поверить в это трудно. Но мы видим результат – и он наглядно подтверждает эту странную мысль. Преображение и прозрение, оказывается, возможно здесь и сейчас. И даже без высших сил и храмов. Расстояние до этого – одно объятие со слабым.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Любовь Аркус, режиссер фильма «Антон тут рядом»:
- Я не решалась снимать это кино, все произошло постепенно, само собой. В итоге получился фильм о том, что Антон - это я, Антон - это ты, вообще в каждом из нас есть Антон, мы и он - одно целое. Фильм о встрече - не бедного мальчика и доброй тети - а двух равных людей.