Александр Митта натаскивает будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис. / Фото: «Вечерняя Москва», Мила Славская

Александр Митта натаскивает будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис

Развлечения

Александр Митта расчленил на составляющие то, что раньше я по наивности считала таинством – создание кинокартины. Нарисовал скелет действия. Вывел четкую схему движения сюжета – от экспозиции через завязку и драматическую ситуацию к конфликту и кульминации. Оказалось, что кости, из которых сложена «Касабаланка» и рекламный ролик, одинаковы. Этот человек без сантиментов «отнял аромат у живого цветка» и натаскивал будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис. Зрителя при этом он называл «этот мерзавец». Когда Митта закончил, я ощутила то, во что он так любит вгонять «этого мерзавца» – острое чувство «саспенса» (англ. suspence - состояния тревожного ожидания).

Перед мастер-классом Александр Митта дал интервью корреспонденту «Вечерней Москвы».

- Что было главным «саспенсом» вашей жизни?

- Трудно сказать. У меня не было ситуаций, которые были у Тарковского или Германа. Чтобы картины закрывали.

- А «Сказка странствий»?

- Дурь абсолютная с ней была – объявили, что это фильм ужасов. И она пошла без премьеры. В Белом зале Дома кино показали, и все. Все вокруг стали убеждать, что я провалился, и я поверил в это. А потом, со временем, я выяснил, что у детей картина хорошо прошла.

- Я посмотрела ее в детском кинотеатре, когда была маленькой, и запомнила на всю жизнь. Мне кажется, это была лучшая роль Андрея Миронова.

- Не лучшая, но хорошая.

- Еще, на мой взгляд, вы дали лучшую роль Олегу Ефремову – когда сделали его немым художником. Немого может сыграть только великий артист.

- Одна из лучших ролей. Ефремов сам меня попросил лишить его права голоса.

- Для тех, кто не читал вашей книги «Между адом и раем», так ли уж важен этот «саспенс», без которого, по-вашему, не мыслимы ни жизнь, ни кино?

- Все болтают «саспенс», и никто не знает, как его делать реально. О нем хорошо понимал Хичкок. Но очень жестко. Я прочитал внимательно книгу бесед Хичкока и Трюффо и не мог понять, почему они не говорили об этом. А потом понял. Для Хичкока это было само собой разумеющимся, как он это делает, а для Трюффо это было вообще не нужно. Когда к нам на курсы приехал один хороший голливудский сценарист, я пошел к нему советоваться, не совершаю ли ошибок. Он говорит: «Мы об этом сроду не писали, напишите статью, мы опубликуем». Это серьезная вещь! Саспенс работает при определенных жестких параметрах. Для триллера они естественны, а для бытовой истории – вовсе нет. Его надо выстраивать. И вот тут мы сталкиваемся с тем, что российские режиссеры сильно уступают западным по ремеслу.

- А по таланту?

- По таланту - нет. Я преподаю в Гамбурге в киношколе. Там студенты гораздо более образованны. Они все лето учатся в летних киношколах, много читают, очень жестко готовятся к профессии. Умеют считать деньги. Например, на продюсерский факультет берут студентов только с университетским образованием. Там продюсеры – самые культурные люди.

- У нас на высшие курсы сценаристов и режиссеров тоже берут только с высшим образованием.

- С высшим – да. Но это не того качества образование.

- Я прочла на сайте вашей киношколы, что курс можно прослушать за смешные деньги – три тысячи рублей.

- Да. Но нерегулярно и нестабильно. Это двухдневный курс, я его даю, когда появляется интересная тема. Вот сейчас был такой курс. Приехало много студентов из Сибири, с Урала, две девочки приехали из Америки. Читать такие курсы приезжают хорошие педагоги. Сейчас один из известных голливудских сценаристов будет разбирать последние 20 фильмов, получивших «Оскар». Подробно разберет взаимоотношения между фильмами и сериалами, потому что оно меняется. Сериал уже давно перестал быть второсортным занятием. Там работают сейчас самые лучшие люди, самые серьезные идеи.

- В моем любимом фильме «Сказка странствий»...

- Спасибо...

- Есть дракон, на котором живет куча бездельников, чей девиз выразил герой Смехова: «Не сеем, не пашем, все из земли прет». Не является ли это метафорой сегодняшнего дня?

- Тогда эта фраза так не звучала. Тогда было понятно только, что мы выедаем землю. Мы еще не были страной нефти. К сожалению или к счастью, никто не думает о том, что два-три поколения съедят то, что земля копила миллионы лет.

amp-next-page separator