2 апреля в 19 часов станут известны лауреаты главной российской кинематографической премии - «Ники». / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

«НИКА-2012»: что окажется сильнее «Фауста»

Развлечения

Напомним: «Ника» - старейшая национальная российская кинопремия, главная кинопремия России, стран СНГ и Балтии. Она учреждена Секретариатом Союза кинематографистов СССР еще в 1987 году. Ее основатель и многолетний худрук - Юлий Гусман. Эта профессиональная награда сначала присуждалась по итогам демократического голосования, в котором имели право принять участие все члены конфедерации СК. С начала 90-х годов победители определяются путем тайного голосования членов Академии кинематографических искусств, в которую входят представители всех кинематографических специальностей, делегированные региональными отделениями СК. На сегодняшний день в Академии 621 человек. Ее пока возглавляет президент - народный артист России Алексей Баталов (скоро, возможно, — Андрей Кончаловский).

Победителям в каждой номинации вручаются позолоченные статуэтки крылатой богини Ники скульптора Сергея Микульского. Неизменный ведущий церемонии - ее худрук Юлий Гусман.

В этом году академия приняла решение присвоить призу «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имя Алексея Германа-старшего. На этот раз его получит известный творческий союз - режиссер Вадим Абдрашитов и сценарист, режиссер Александр Миндадзе. Вместе они сняли 11 фильмов, занявших почетное место в истории советского кино. Но главное - эти картины («Плюмбум, или Опасная игра», «Остановился поезд», «Магнитные бури» и др.) живут и сегодня и поражают актуальностью и точностью социального прогноза. 

Лауреатами приза «За честь и достоинство» стала также звездная пара – Инна Чурикова и Глеб Панфилов. Большой режиссер и великая актриса.

Второй раз специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» вручен режиссеру Сергею Урсуляку. Впервые лауреатом «Ники» он стал в 2007-м за работу над телефильмом «Ликвидация».В нынешнем году коллеги решили наградить его за фильм «Жизнь и судьба».

Приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» получил киновед, главный хранитель Госфильмофонда, художественного руководитель фестиваля архивного кино «Белые столбы» Владимир Дмитриев, работающий в Госфильмофонде с 1961 года. Именно во многом благодаря ему, коллекция Госфильмофонда расширялась, кинотеатр «Иллюзион» в Москве стал Меккой для киноманов, а коллекция советского кино в Госфильмофонде и после распада страны осталась в целости и сохранности.

В числе нынешних фаворитов - «Орда» Андрея Прошкина (11 номинаций) и «Фауст» Александра Сокурова, удостоенный «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале (8 номинаций). На момент подписания номера, церемония вручения наград в Театре Оперетты еще продолжалась.

Незадолго до начала церемонии мы обратились к известным кинематографистам с вопросом, у каких картин в главной номинации «Ники» «Лучший фильм» больше всего шансов.

Вадим Абдрашитов, режиссер:

- Мне трудно говорить, это деликатный вопрос. Я же член Совета «Ники». Вдруг мое мнение не совпедет с мнением коллег? Тем более мне самому предстоит получать «Нику». Одно могу сказать: представлена очень широкая палитра. Картины все разные. И это очень хорошо. Ну, а количество номинаций еще ни о чем не говорит: решение может быть совершенно неожиданным

Павел Чухрай, режиссер:

- Мне сложно комментировать, я сейчас настолько погружен в новую работу. Тем более оценивать работу коллег и друзей. Но по-моему количество номинаций — у «Орды» их 11, у «Фауста» 8 — уже о многом говорит. 

Гарри Бардин, режиссер-мультипликатор:

– Трудно сказать, кто победит. Пока конверт не откроют. Можно только гадать. Посмотрим. Осталось ждать недолго. Но я не являюсь поклонником фильмов, которые вошли в главную номинацию. Я, например, сожалею, что туда не попал фильм Сегала «Рассказы» — на мой взгляд, очень хорошее свежее кино, со своим почерком. И «Духлесс» тоже не попал в основную номинацию.

Здесь во многом сказывается ленность академиков. Иногда они сомтрят не кино, а фамилию создателя. Количество номинаций — еще не гарантия успеха. Как карты лягут. Академики оценивают профессиональные достоинства картин. Скажутся и субъективные представления. У каждого своя эстетика. каждый любит свои фильмы больше, чем чужие. Но предсказать трудно. И то, что у «Фауста» есть приз Венеции, здесь не сыграет роль.

Виктор Матизен, кинокритик:

- Я думаю, что «Орда» и «Фауст имеют приблизительно равные шансы. Хотя у «Фауста» их вроде побольше. Но тут другое. Александр Николаевич настолько многократный лауреат, что, думаю, академики как-то сообразят, что пора наградить и Андрея Прошкина. «Фауст» уж очень обласкан. Хотя... если честно, мне не очень интересны обе картины. Они не относятся к числу моих любимых, не колышат меня, но я уважаю работу и понимаю, что это замечательно сделанные картины. Об остальных конкурентах говорить даже странно.

«Белый тигр» — это картина, откровенно сделанная для «Золотого орла». Она с большими проколами. К сожалению. Вместо захватывающих танковых поединков — одиночные выстрелы, причем мажут с прямой наводки. С технической точки зрения плохо осняты бои. И финал чудовищный — с этим Гитлером и антиевропеизмом... причем каким-то шахназарово-бородянским.

«Дирижер» - нормальная картина, но в ней ничего выдающегося нет. Она средняя. Там хорошая музыка, да. Но в целом это локальная частная история, которая имеет ко мне мало отношения.

«Кококо» - очень приятная, симпатичная картина, но по сравнению с «Ордой» и «Фаустом» у нее меньше всего шансов, хотя там Яна Троянова и Аня Михалкова просто супер.Борьба развернется между «Ордой» и «Фаустом». Я надеюсь на то, что награду получит «Орда» - это был бы более интересный вариант, чем обреченный на «Нику» «Фауст»...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Миндадзе, сценарист и режиссер:

- Я польщен и горжусь, что стал лауреатом награды имени Германа. Получить столь высокое признание коллег лестно. Награду я воспринимаю и как подтверждение того, что некогда выбранный мной путь был правильным. Решение киноакадемиков «Ники» смягчает сомнения, которые и сегодня одолевают меня на этом пути.

Награду я получаю не один, а вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Мы всегда понимали друг друга с полуслова и с каждым новым фильмом двигались вперед. На протяжении немалого количества лет это было счастливое для меня время. Признание коллег я воспринимаю как свидетельство того, что наше с Вадимом Юсуповичем творческое прошлое уже стало небольшой частью всего отечественного кинематографа.

amp-next-page separator