Анжелика Неволина: «Алексей Балабанов считал, что к старости человек становится все хуже и хуже...»
Актриса театра и кино Анжелика Неволина (падчерица актера Александра Демьяненко, который родился и вырос в Свердловске, как и Алексей Балабанов) сыграла знаковые роли в двух самых жестких, неоднозначных, радикальных фильмах Алексея Балабанова - «Про уродов и людей» и «Груз 200».
- Анжелика, вы много работали с Алексеем Балабановым? Какой он режиссер, человек?
- Считаю его одним из самых лучших режиссеров нашей страны, может быть, самым лучшим. Он очень, очень талантливый. Леша много мне дал, многому научил. Иногда ценил и мое мнение. Однажды дал прочитать мне сценарий будущего , и я прочитала, после чего у меня был шок, настоящий шок. Потом Леша мне сам позвонил, чтобы спросить мое мнение. Я сказала то, что думала: «Леша, но это же ужас — тьма». На что Леша спокойно возразил: «Лика, ты ничего не поняла — эта история о чистой настоящей любви». Как я отношусь к нему, как к человеку? Я считаю его своим близким другом, и этим все сказано. Хотя в наших взаимоотношениях много противоречий, и по многим позициям наши взгляды расходятся.
- В чем состояло главное разногласие между вами, ученицей Льва Додина, и самобытным режиссером Алексеем Балабановым?
- Леша был убежден в том, что человек к старости становится все хуже и хуже, тогда как я думаю немного иначе. Хотя Леша был прав в том, что если человек много злится, много завидует, то к старости он превращается в злобного монстра. Причем Балабанов исследует в своем творчестве именно такого человека, на что имеет полное право. Я думаю, что не все люди с возрастом становятся злыми и противными, что некоторые все же тянутся к свету, и очищаются. Мне кажется, что Леша не видит себя в старости, стариком...Да и я его таким почему-то не вижу.
- Вы быстро принимали решение — сниматься у Балабанова или нет?
- В фильме «Морфий» я отказалась сниматься. Только озвучила героиню, которую сыграла другая актриса. Объясню почему мою роль (Алексей Балабанов, как правило, пишет роли под конкретных актеров) сыграла другая актриса: Леша позвонил мне по телефону с предложением сыграть некую роль в фильме «Морфий»? То, что должна была делать моя героиня — для меня недопустимо (сцена в гинекологическом кресле). Причем по телефону Балабанов предельно лаконично, буквально, двумя словами сказал — какие действия должна совершать моя героиня. Леша стал мне объяснять, что он снимет высокохудожественно, ибо на иное, противоположное, он не способен. Но я отказалась, предварительно договорившись с Лешей о том, что это не наложит отпечаток на наши взаимоотношения, на нашу дружбу. Леша согласился. Через некоторое время он позвонил мне и сказал: «Лика, мы договорились — ты обещала озвучить роль». Когда я увидела фильм «Морфий», то там не было того кошмара, который он описал мне по телефону. Хотя если бы Леша дал мне сценарий, то, возможно, я и сыграла бы эту смелую роль.
- Может быть, вы испугались Михаила Булгакова, за которым тянется шлейф мистики? Тем более, вы сыграли в фильме «Собачье сердце»?
- Я прочитала рассказ Булгакова «Морфий» после того, как Леша предложил мне роль. Рассказ мне понравился... Я не верю в мистику, которую приписывают Булгакову. Всегда с удовольствием перечитываю роман «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», и нахожу в них больше реальности, чем фантасмагории.
- В фильме «Про уродов и людей» вы решились на то, чтобы сняться обнаженной?
- Леша рисовал мне раскадровку — где буду я, где камеры, буквально сантиметр за сантиметром. Ему удалось убедить меня, что моя героиня не просто задирает юбку, а что в ее появлении обнаженной - высокохудожественный смысл. Я счастлива, что сыграла две удивительные роли в двух фильмах Алексея Балабанова, и жду новых предложений...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ ПРОВОДИЛИ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ
21 мая Петербург прощается с режиссером Алексеем Балабановым, про которого еще при жизни многие говорили: «Гений». Даже в 90-е годы, объявленные нынче «провальными» для российского кино, Балабанов снимал исправно в год-два по фильму, сделав, как он сам считал, свой лучший фильм «Про уродов и людей» (1998 год) и две своих самых массовых картины «Брат» и «Брат-2». В отличие от своих коллег, которые рассказывают о своих фильмах лучше, чем их снимают, Алексей Октябринович был крайне немногословен, а самые мудрые вещи говорил как бы мимоходом, тихим, отстраненным голосом. Даже близкие друзья сегодня толком не знают, что же случилось с Алексеем 18 мая в пансионате – то ли следствие долгой и тяжелой болезни, которую он скрывал, то ли внезапный приступ.
54-летний режиссер с мировым именем, отец двух сыновей, он не помнил номера своего мобильного телефона («Спроси у Нади!» - жены), не помнил номера дома, где жил на Васильевском острове, и в то же время командовал «кинополком», снимал сложнейшие картины, хотя и говорил мне («Настоящий я все-таки не на съемочной площадке, а дома, с друзьями»). У него легко соглашались сниматься самые большие кинозвезды. А когда один из наших самых знаменитых рок-музыкантов поставил ему условие, чтобы на съемочной площадке был объявлен сухой закон, Балабанов искренне изумился: «А если вдруг захочется?», тут же найдя другого актера. Таких ультиматов он не терпел. Даже на пафосных фестивалях не снимал своей тельняшки и кепочки, на интервью шел крайне неохотно, говорил мне, что и к Познеру бы не пошел…(далее…).
Эксклюзив "ВМ". Фрагменты из последнего интервью режиссера
- Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, - не скажу. Вовсе не потому, что держу интригу, а потому, что "сценарий - это сценарий, а кино - это кино". Хотя я сценарию не пишу, я "кино пишу".
- В Москве я жил долго, и, если честно, не люблю ее. Шумный город, суетливый, неприветливый. Да, я и Петербург в последнее время не сильно люблю. Скучаю без звона колоколов, который слушал и в Москве, и в Петербурге. Живу сейчас под Петербургом, и мне нравится, там тихо, никого нет. Покой, гармония... (ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА...).