Храмовые скульптуры в ожидании скульпторов

Развлечения
19 февраля в государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка «Под сводами русского храма. Церковная и деревянная скульптура XVII-XIX веков».

Экспозиция представляет архитектурно-пластическое убранство столичных и провинциальных храмов из коллекции музея архитектуры, музея классического и современного искусства Бурганов-центр», частных собраний.

Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала у скульптора и куратора выставки Марии Бургановой, отчего храмовая скульптура чрезвычайно редко встречается в наших церквях.

- Столетие назад пространство русских храмов было насыщено не только иконами, но и скульптурами, - сказала Мария Бурганова, - теперь же церковная скульптура находится в некой сфере отчуждения. Очевидно, это связано с тем, что церковная скульптура распространенная ранее повсеместно, в 1920 годах была практически полностью изъята из культурного пространства. Большая ее часть погибла вместе с интерьерами храмов. И лишь небольшое количество было перенесено в музейные запасники. Эти памятники редко выставляются, они мало изучены. Мы хотели представить тему скульптур более полно. Ведь храмовое пространство храмов в России было всегда наполнено не только объемными скульптурами, но и большими резными крестами, дарохранительницами. Я знаю исследователей, которые занимаются составлением научных сводов, каталогов. Лично я выпустила три каталога, в музеях севера, Московского Кремля, в Третьяковской галерее издали свои собрания. Работа ведется, просто у нас в России много чего надо поднимать, защищать, сохранять.

- Мария Александровна, назовите, пожалуйста, из каких мест были собраны музеями эти скульптуры?

- Много из бывших московских храмов, ныне не существующих, вологодских, калужских. К сожалению, поскольку до настоящего времени, судьба большинства произведений церковной скульптуры была сопряжена с безвестностью. И откуда появилась та или иная скульптура сказать точно могут даже не все искусствоведы. Достоверных сведений не осталось. К счастью, мы точно знаем, что вот эти Царские врата из церкви Вознесения Варсонофьевского монастыря в Москве. Но так обстоит не со всеми скульптурами.

- Отчего в современных храмах нет деревянных скульптур?

- Если церковь уже отреставрирована, то в ней, как правило, занимаются, в первую очередь, иконами. До скульптуры у них просто руки не доходят. Хотя Распятие я видела в современных церквях. Я верю, будут скульпторы, которые создадут целые архитектурно-пластические ансамбли в новых храмах. Потому что и скульптура, и декоративная резьба – это наши традиции, культурное наследие. И наша задача – воссоздать, воспроизвести. Да, мы способны повторить, то, что было создано в XVII-XIX веках. Но должны привнести что-то собственное.

Выставка открыта до 20 апреля.

amp-next-page separator