Ведущий аниматор России Константин Бронзит / Фото: РИА Новости

Константин Бронзит: «Отчетливо наблюдается кризис идей во всем мире»

Развлечения
19 марта в Суздале стартовал девятнадцатый Открытый фестиваль анимации. Уникальный российский фестиваль дает возможность членам жюри и зрителям насладиться лучшими работами отечественных аниматоров и их зарубежных коллег. О том, что ждет нашу мультипликацию, как производится отбор представленных на фестивали работ, о секретах профессии - делится Константин Бронзит, ведущий аниматор России, Специалист с большой буквы.

- Константин Эдуардович, какова в целом ситуация с мультипликацией в нашей стране?

- На сегодняшний день все не так плачевно. Государство помогает, есть большие студии, которые создают множество сериалов, даже в советское время столько не выпускалось. Но, опять же, это - много по сравнению с тем, что было лет двадцать-тридцать назад. Есть миф, что в Советской России было много мультипликации, и она вся была хорошая. Другое дело, что отчетливо наблюдается кризис идей во всем мире.

- Неужели за последние несколько лет не было ничего оригинального?

- Оригинального... «Ральф» - оригинальная идея... «Вали» тоже... Наших не было. Не «Снежная королева» же, уж простят меня создатели. Сколько можно это мусолить?

- Вы сами никаких крупных работ давно не выпускали...

- У меня был большой проект один раз в жизни, в 2004 году – «Алеша Попович». Так сложилось, что я не отношусь к режиссерам, которые клепают в год по фильму. Мне не понятно, как можно с таким остервенением их штамповать. Норштейн когда-то сказал: «Задача должна только повышаться». Мне это врезалось в память, и я создал ориентир в собственном творчестве. Каждый проект – как заход на минное поле. Я третий год уже делаю свое короткометражное кино. А когда задача повышается, то становится все тяжелее и тяжелее ее осуществить. Так что я мучаю его, и оно меня уже мучает, а потом увидим, что получится.

- Если не секрет, что это будет?

- Если в двух словах - про космонавтов. Такая модная тема пошла… И в игровом кино тоже. Хотя я ее начал развивать три года назад. Я делаю кино про двух друзей-космонавтов на 15 минут. Мой формат обычно 10, так что этот объем для меня даже большой. Мультипликация - невероятно энергоёмкое кино, оно в течение 5 минут может как зарядить энергией, так и высосать ее.

- Как вы с профессиональной точки зрения оцениваете уровень молодых мультипликаторов? Хуже или лучше прошлых лет?

- Ничего не меняется радикально, уровень всегда примерно одинаков. Есть талантливые работы, есть менее талантливые. Разучились или не хотят делать смешное кино – его очень мало. Насмешить довольно трудно по-настоящему.

- Получается больше «философской» социалки?

- Социалка есть, но тоже не так много. Ощущение, что это такая селф-терапия, люди изживают собственные комплексы. Для них кино как средство излечения. Не знаю, правильно ли это. Но, кажется, Андре Жид, французский писатель, сказал, что человек - это стиль. В принципе это так, потому что человек живет и занимается творчеством в своем определенном стиле. Всегда очень трудно шагать на другие территории, где твои прошлые «накопления» будут стоить пять копеек. И нужно начинать заново. Но если есть азарт, желание и жажда, тогда ты осваиваешь другие территории. Это самое интересное. Это очень важный профессиональны шаг и профессиональная смелость.

- Вышеупомянутый полнометражный фильм «Алёша Попович» и был своего рода вашим переходом на другую стезю?

- Да, но не только. У меня все фильмы выполнены в разных технологиях и жанрах. Мой последний – драма. Когда-то я делал комедии, мелодрамы, мистический триллер «Божество». «Алеша» - коммерческое кино. Было интересно шагнуть на эту территорию.

- У многих мультипликаторов возникают проблемы финансирования проектов. А как у Вас, если не секрет?

- Я уже сбился со счета, сколько раз студия «Мельница» подавала на финансирование моего авторского короткометражного фильма. Я стоял в очереди, в самом общем порядке, и мне не давали денег, но потом дали. У меня нет привилегий. Кто-то может также несколько лет ждать своей очереди…

- Нет частных вложений?

- Я слышал такие истории, но где эти меценаты и почему они меня не находят?!

- Сейчас популярны краудфандинговые ресурсы.

- Придёт время, я, может, задумаюсь, пойти по пути поиска частных инвестиций. Но до этого еще дожить надо.

- Какой совет вы можете дать молодым мультипликаторам, как им работать, чтобы получалось хорошее кино?

- Если говорить серьезно - чтобы начать расти и становиться умнее, надо усомниться в том, что ты вообще что-то умеешь. А дальше начинайте учиться, и никогда не останавливайтесь. Тогда у вас получится что-то достойное. И противоположный: как-то молодому Бунину посоветовал уже стареющий Толстой: «Пишите, если хотите, но помните, что это не должно быть целью жизни!» Не надо доводить до того, чтобы работа и профессия съедали вашу собственную жизнь. Это всего лишь кино.

Справка «ВМ»

Бронзит Константин Эдуардович - заслуженный деятель искусств РФ. Много лет работал аниматором на студии «Леннаучфильм», сотрудничал российскими анимационными студиями. Преподает в Петербургском Государственном Университете Кино и Телевидения на кафедре режиссуры. Член Французской кино-академии «Сезар» и Российской Академии кинематографических искусств «Ника».

amp-next-page separator