В Петербурге приступают к ремонту музея-кватиры Иосифа Бродского. / Фото: Михаил Садчиков-младший

Петербургские страсти вокруг музея Иосифа Бродского

Развлечения
Уже более 15 лет не утихают страсти вокруг музея-квартиры Бродского, о котором мечтают не только петербуржцы, но и западные поклонники великого поэта. Напомним, что до своего отъезда в эмиграцию в 1972 году, Иосиф Александрович жил в Петербурге, в 20-метровой комнате в коммунальной квартире на улице Пестеля, 14 (Дом князя Александра Дмитриевича Мурузи).

Идея создать музей возникла у творческой интеллигенции Петербурга в 1999 году, тогда же был основан Фонд создания литературного музея Иосифа Бродского. Основатели фонда поставили перед собой цель открыть музей в квартире, где жил поэт (общая площадь квартиры 236 метров, она состоит из пяти комнат). С 2002 по 2010 год, благодаря помощи крупных банков, были выкуплены четыре комнаты, в том числе и та, в которой жил поэт (она была выкуплена за 300 тысяч долларов США). На сегодняшний день осталась одна невыкупленная комната, площадью 45 квадратных метров, собственником которой является Нина Васильевна Федорова. Несколько лет хозяйка не хочет продавать свою жилплощадь, постоянно повышая цену. Но, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки.

10 июля в Петербурге прошла пресс-конференция, с участием властей города, а также представителями Фонда создания литературного музея Бродского.Вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи рассказал, что город готовит масштабные мероприятия, посвященные юбилею поэта (24 мая 2015 года Бродскому исполнилось бы 75 лет). В планах города организовать большие музыкально-литературные вечера на крупных площадках города, провести научно-практическую конференцию в стенах СПбГУ, где учился Бродский, а также открыть несколько выставок в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

- Мы должны открыть музей-квартиру Бродского к юбилею. Сейчас у нас есть все необходимые ресурсы и недавно нам пожертвовали необходимую сумму, чтобы выкупить последнюю комнату для музея, - сказал вице-губернатор Петербурга.

Участники пресс-конференции не стали называть точную сумму сделки, потому что Нина Васильевна уже несколько раз меняла ее. Но, по неофициальным источникам, эта сумма равна 15 миллионам рублей. На эти деньги город подыщет Федоровой «очень приличную» (если не сказать шикарную!) квартиру в центре Петербурга.

Но в этой истории еще есть немало подводных камней. Ходят слухи, что Федорова вновь может отказаться от предложенной суммы. На просьбы нашего корреспондента, объяснить, что будет в этом случае, спикеры несколько раз говорили: «Мы не рассматриваем этот вариант и у нас есть все основания полагать, что в ближайшие два месяца мы решим этот вопрос». Но даже если Нина Васильевна не пойдет на уступки, то музей все равно будет открыт, но с некоторыми изменениями в проекте. И на днях Фонд приступает к ремонту квартиры, который по предварительным подсчетам обойдется в пять миллионов рублей.

После пресс-конференции член правления Фонда музея Бродского, Николай Солодников все же ответил на вопрос нашего корреспондента.

- Николай, желаем вам удачи в создании музея. Но что все-таки будет, если Федорова не продаст свою комнату? Прорабатывается ли такой вариант?

- Мы не хотим думать про этот вариант. Если вдруг Нина Васильевна не захочет уезжать из своей комнаты (комната Федоровой располагается при входе в квартиру и по первоначальному проекту, она предназначается для приема посетителей музея – прим. авт.), то мы создадим ей отдельное пространство с ее отдельной комнатой, отдельно выгороженной кухней, санузлом, и музей разместится в четырех комнатах, которые мы уже выкупили. Единственное, что вход будет с черной лестницы.

Поймите, если мы не создадим музей к 75-летию, то в ближайшие годы его точно не будет. Это историческая безответственность и глупость. Хорошо, Нина Васильевна поживет в своем отдельном замкнутом пространстве, но рано или поздно следующие поколения выкупят эту комнату и музей лауреата Нобелевской премии по литературе станет полноценным. Но, повторюсь, скорее всего, и на то есть серьезные основания, у нас все получится.

amp-next-page separator