Лев Дуров: Не делите любовь

Развлечения
Народный любимец, актер Лев Дуров 23 декабря празднует день рождения. Корреспондент «Вечерки» встретился с ним у него дома заранее, еще «по теплу». Беседа получилась нетривиальной...

...Количество икон, лампадок, скульптурных фигурок, колокольчиков и портретов на один квадратный метр в квартире у Льва Дурова зашкаливает. Замечаю его портрет — артист в роли предателя Клауса из «Семнадцати мгновений весны» режиссера Лиозновой. И вопрос «поперек интервью» выскакивает сам собой: «А чем был вызван выбор Татьяны Михайловны?» Лев Константинович хмыкает: дескать, мы, актеры, такого вопроса режиссерам не задаем:

— Я сначала отказался. Сказал: предателя играть не буду. Потом подумал: Лиознова — серьезный режиссер: надо отказаться, но аргументированно. А потом думаю: что это за явление такое — провокатор? Доносчик? Вот сзади сопит ребенок. Жена на кухне возится. А я пишу на кого-то донос. Что это такое? Как можно препарировать это явление? Как это — сначала расположить человека к себе, а потом на него настучать? Ну, думаю, сыграю. Согласился.

Штирлиц его спрашивает… Он же, Клаус, болтливый такой. Вот сцену в костеле вспомните. Органист играет. Глаза закрыты. Клаус вдумчиво слушает. Головой кивает. Но обратите внимание — я киваю невпопад. Мимо такта. Зачем? Клаус притворяется! Даже перед собой. И среди нас такие, как Клаус, есть. Им кажется, что им недоплатили, их недооценили, например не дали ролей. Но загубленных талантов не бывает.

- Лев Константинович, когда вас на фильм приглашают, что вами движет, когда соглашаетесь или отказываетесь?

- Если нет гадости, если есть какой-то характер, соглашаюсь. Если явления есть, которые можно препарировать, я соглашусь даже на маленький эпизод. У меня были дежурные роли — мы их называли «позор семьи». Такие, когда можно было и сниматься, и нет. Но пустых ролей и эпизодов у меня нет. И даже эпизод — маленькая новелла про человека.

- А современные сериалы...

- Вы насчет качества хотите поговорить? Хороший сериал — редкость. Все торопливо. Небрежно. Непродуманно. Как-то согласился на одну роль в сериале. Сел в самолет, открыл сценарий, взял ручку. Читаю и правлю. Со мной молодой актер летел. «Вы, — говорит, — что, смотрите перед съемкой сценарий? Зачем? Это же сериал».

- Но народу современные сериалы нравятся.

- И тут ничего не поделаешь — время диктует свои законы. Но кто он сегодня, герой нашего времени? Преуспевающий олигарх? Вот во время войны были герои. Те, кто совершал подвиги — Талалихин, Матросов, Космодемьянская. Кончилась война — герой был тот, кто страну поднимет из руин. И Коля Рыбников становится предметом для подражания. А потом умный рабочий Алексей Баталов. Ученый Иннокентий Михайлович Смоктуновский в «Девяти днях одного года». Один сменял другого.

А с публикой нашей то же самое происходит — только в обратную сторону. Лично я называю это девальвацией. Сейчас безвременье. Выскажу крамольную мысль — жующей и недумающей толпой управлять гораздо проще. Думающей и анализирующей — труднее.

- А кино — это штучный товар или ширпотреб?

- Нет, не ширпотреб! Пройдет какое-то время, и все изменится. И тогда на съемках будут наполнение, красота. А не так, как сегодня — лишь бы морда видна была. Сейчас на первое место вышло слово «деньги». Другие стесняемся произносить. Родина, патриотизм? Да идите вы. Преданность? Ой... А вот деньги — да. И это плохо. А ведь если нет культуры, вообще ничего нет. Наша культура есть. Есть! Просто мы сами ее затаптываем… Нет, я не говорю: «Вот в наше время». Любое следующее время лучше предыдущего! И люди, молодежь особенно -  гораздо умнее, чем мы.

- Лев Константинович, когда Хущиев снимал «Заставу Ильича», Михаил Ромм сказал: «Тебе есть чем оправдать свою жизнь. У вас есть роль, про которую вы бы сами могли так сказать?»

- Театральная — «Брат Алеша» (это по «Братьям Карамазовым»). Я сыграл капитана Снегирева. А в кино я очень люблю «Прощание», по повести Распутина «Прощание с Матерой».

- А мне нравится «Луной был полон сад»... Как думаете, что молодежи в этом фильме может быть интересно?

- Что любовь — не скоропалительна. Влюбленность — мгновение. Любовь — сложная вещь. Сначала страсть. Она длится недолго. Но потом начинается что-то другое. Если люди теряют друг к другу интерес и перестает у них присутствовать «собеседование» — все, это не любовь! Но если продолжается заинтересованность друг в друге… Вот, знаете, меня пугают брачные контракты.

Вот вы — влюбились в меня. Я — влюбился в вас. Но заранее я в вас подразумеваю жулика. А вы — во мне. Ой, Дуров меня обманет! Давай заключим договор? И если мы разойдемся, поделим любовь...

ДОСЬЕ

Лев Константинович Дуров — народный артист СССР. Родился 23 декабря 1931 года в Москве. В 1954 году окончил Школу-студию МХАТ. В 1954–1963 годах — актер Центрального детского театра, в 1963–1967 годах — Ленкома, с 1967 года — Театра на Малой Бронной. В 1978 году окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Снимался в фильмах: «Доброе утро», «Я шагаю по Москве», «Время, вперед!», «Бумбараш», «Калина красная», «Странные взрослые», «Д, Артаньян и три мушкетера», «Не бойся, я с тобой!», «34-й скорый», «Джек Восьмеркин — американец» и др. В 2000 году стал двукратным лауреатом Московского кинофестиваля за фильм «Луной был полон сад». В Театре на Малой Бронной поставил спектакли: «Обвинительное заключение», «Жестокие игры», «Золушка».

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОЛИ ЛЬВА ДУРОВА (из более 200 сыгранных!)

«Трое из Простоквашино»(1978)

Блестящая озвучка Шарика

«Брат Алеша»(спектакль)

Штабс-капитан Снегирев

«Не послать ли нам гонца?»(1998)

Яков

«Луной был полон сад»(2000)

Роль Григория Петровича

amp-next-page separator