Роковая Муза Георгия Юматова

Развлечения
В октябре 1997 года не стало культового актера советского кино — Георгия Юматова. Про его семейную жизнь с актрисой Музой Крепкогорской много злословили. Как бы там ни было, это один из самых необычных романов XX века.

Мало кого из актеров любили так, как Юматова. Герой в глазах мужчин, любимец женщин, он, даже став звездой, оставался для всех «в доску своим». В прошлом году о его юбилее почти никто не вспомнил, да и сейчас его имя если и звучит, то лишь изредка — на канале «Культура».

Он родился в Москве 11 марта 1926 года, в профессорской семье, и с детства мечтал о море, хотя никогда его не видел. Он делал все для того, чтобы мечта сбылась: отлично учился, занимался спортом, а в 1941 году поступил в военно-морскую школу.

Но тут началась война, и 16-летнего Жору Юматова в 1942 году записали юнгой на катер «Отважный», где он вскоре стал рулевым. Измаил, Бухарест, Будапешт, Вена… За участие в их освобождении он получил офицерский орден Ушакова.

Будто чья-то рука оберегала его всякий раз, когда он оказывался на пороге смерти, а таких ситуаций было немало. Как-то на войне его спасла от гибели собака: она бросилась за борт, а он — за ней, чтобы спасти. В этот миг судно разнесло бомбой в щепки. Везунчик — говорили про него. Хотя его «везение по жизни» было сомнительным…

…По легенде, после войны Александров и Орлова сидели в кафе, и взгляд режиссера «выхватил» сидящего неподалеку симпатичного морячка. «Григорий Александров просит вас подойти!» — сказал Юматову официант. Юматов не знал, кто это, но подошел. Александрову понравилось его лицо, особенно глаза. Он предложил ему сыграть в эпизоде фильма «Весна» роль помощника гримера. Юматов не воспринял свой киноопыт всерьез. Да и говорил он в фильме одно слово: «Разрешите?» Потом шутили: только Юматов так галантно попросился в кино! После «Весны» Александров посоветовал Сергею Герасимову, набиравшему курс, посмотреть на талантливого морячка. Герасимов посмотрел и «поставил диагноз»: «Самородок. Мне его учить нечему». Так Юматов получил «путевку» на съемочную площадку «Молодой гвардии». И встретил там свою Музу.

Муза ошеломила его. В ней — невысокой, крепенькой, остроумной блондинке (лишь спустя много лет Юматов узнает, что она — брюнетка, «травившая» волосы всю жизнь) будто пылал огонь. Муза хохотала по поводу и без и была гордостью курса.

Юность Музы началась с драмы — отец (выходец из дворян, аккомпаниатор Шаляпина), сломленный бесконечным ожиданием, что его как «бывшего» заберут, повесился.

Увидевшая его в петле Муза на время потеряла речь. Для мамы после этого она будет главной заботой в жизни, Музу будут баловать сначала она, потом — муж…

Изначально именно Музе прочили роль молодогвардейки Любы Шевцовой. Но отдали ее Инне Макаровой. Крепкогорской досталась лишь роль предательницы Лазаренко (Выриковой). Муза страшно злилась на Макарову и считала, что роль отрицательной героини сыграла ей дурную службу и чуть ли не стала ее проклятием. Но Юматов увидел Музу по-своему. Он влюбился в нее «до остановки дыхания»: все в ней — до кончиков пальцев — казалось ему совершенным. И в 1947 году они устроили свадьбу — по тем временам и для студентов — просто сумасшедшую, на сорок человек!

…После «Молодой гвардии» на Макарову и остальных актеров, сыгравших героев, обрушилась всесоюзная слава. Но — не на Музу. Она страдала. Боль заглушал лишь Георгий, «Жоржик» — как она называла его. Нехватку славы и признания она компенсировала бесконечными покупками нарядов и украшений. Активность Юматова в кино нарастала. Принимая приглашения режиссеров, он ставил лишь одно условие — чтобы в картине нашлась роль и для его «Музочки».

В 1956 году на экраны вышел фильм «Разные судьбы». Юматов стал звездой. После картины «Они были первыми» его слава стала всесоюзной, и гонорары выросли многократно. Все, что он получал, поглощали капризы Музы. Она не считала денег, обожала вкусную еду, которой в магазинах не было.

Ее правдами и неправдами «добывал» Юматов, хотя это была для него пытка — просить о чем-то каких-то продавцов, унижаться перед директорами магазинов… А дома он взял на себя быт — стирку, глажку, готовку. «Ты же знаешь, Жоржик, у меня нет на это времени!» — говорила Муза. И отправлялась куда-то с подругами.

Много позже в фильме «Москва слезам не верит» Крепкогорская сыграет в эпизоде жену генерала, который так приглянулся героине Ирины Муравьевой. Говорили, что Муза Викторовна просто сыграла саму себя. А еще говорят, что в 60-х годах портрет очаровательной Музы украшал Одесский привоз.

Она была изображена на фоне нагромождения консервных банок. Незатейливый текст гласил: «Если хочешь сил моральных и физических сберечь, пейте соков натуральных — укрепляет грудь и плеч!» Местному художнику именно она показалась воплощением жизненной силы и энергии.

— Мне так хочется детей, — Юматов гладил ее по светлым волосам. — Представляешь, Музок, как это хорошо — дочка. Или сынок…

Муза приподнялась, опершись о локоть:

— Жоржик, что ты такое говоришь? Представь себе: я — раздувшаяся, как жаба, отечная, беременная самка, сижу дома, еле дыша. А тут мне делают предложение: «Муза Викторовна, вы не хотели бы сыграть…» — и предлагают лучшую роль моей жизни?! И что тогда? Кто будет ждать, пока я рожу? Никто! Тут же найдут Макарову какую-нибудь или еще кого. Нет, Жорж. Это не мое.

Она и сама не помнила, сколько сделала абортов.

Последнюю беременность переносила хорошо, да и срок был уже солидным. Юматов улетел на съемки, и кто-то сказал ему, что, по слухам, Крепкогорской предложат роль… Сердце разорвалось от боли и страха, и он полетел в Москву.

Квартира была пуста. Он обзванивал подруг Музы, обливаясь холодным потом.

Наконец одна из них сказала, где ее можно найти. Он смутно помнил, как бежал куда-то по городу, потом — бежал по лестнице… Она лежала на диване, почти бездыханная. Рядом — таз с каким-то кровавым кошмаром. Так она навсегда лишилась возможности иметь детей. А он начал пить.

Он выпивал и раньше. Но так, как в тот вечер и следующие вечера — никогда. Это было страшно и тошнотно: водка рекой, взахлеб. Едва начав ощущать тело, он вливал в себя новую порцию — до дурноты, из которой не хотел выныривать.

Свет резал глаза. Забываясь, он видел в полусне Музу — яркую, любимую, веселую. А потом ее на диване. И не мог забыть таза возле него…

Сотни, если не тысячи женщин обожали его. Многие из них без размышлений родили бы ему и сына, и дочь, и двойню… Юматов не видел никого. Только Музу.

Но ушел от той, которую любил больше жизни, на несколько лет. Ему было слишком больно...

Расставшись, они заводили романы. Интриги случались у нее, связи — у него.

Юматов нередко заводил отношения с замужними дамами, потом дрался с их мужьями, пил — не отказывая даже малознакомым или вовсе незнакомым людям. А по ночам ему снились ямочки на Музиных щеках.

Да, она была резкой. Да, она считала, что он для нее, барышни дворянских кровей, простоват. Но он любил ее. Только и всего. И они помирились с Музой. Почувствовав, что жизнь порознь — не для них.

Они въехали в новую квартиру на «Аэропорте» — после коммуналки на Страстном бульваре она казалась им огромной. Муза со всей страстью отдалась покупке вещей и антиквариата.

Они носились по магазинам вместе с подругой Аллой Ларионовой. Гостей по-прежнему было много, даже больше, чем раньше.

Иногда в дом зазывали даже «юматовок» — бесчисленных поклонниц Жоры. Муза не боялась соперничества.

Она знала, что Муза у него — одна.

Запои случались у него часто. Приглашая его на съемки, режиссеры молились, чтобы он не сорвался. Владимир Мотыль предложил ему роль Сухова в фильме «Белое солнце пустыни».

Зная о «фокусах» актера, Мотыль поставил условие: «Запьешь — не обессудь, роль отдам!» Юматов мечтал о роли Сухова, как ни о какой другой. Он уже продумал костюм для своего героя, какие-то его реплики… И тут погиб Курихин. Никитка, друг. Фронтовик, классный парень, талантливый режиссер — снявший «Последний дюйм» и «Жаворонок». Юматов помогал выбивать для него машину.

И именно на ней, на горбатеньком «запорожце», Никита с женой и поехал в отпуск. Судя по всему, он просто заснул за рулем и… Машина на полном ходу врезалась в дерево. Они погибли оба — и он, и жена.

Никите было всего 45 лет… На поминках безутешный Юматов держался. Но потом услышал брошеное язвительно: «Если бы не ты со своей машиной, жил бы Никита!» — и сначала избил говорившего, а потом запил по-черному. Мотыль отдал роль Анатолию Кузнецову.

Муза была рядом, но… не понимала. После «Офицеров» успех Юматова был оглушительным. Ну хорошо, сорвалась роль, но сколько можно переживать из-за этого?! А он — пил. Забываясь тяжелыми, тревожными снами, видел, как по лугу идет дочка. Или сын. Его дети. Он тянул к ним руки, а они падали в таз… Его характер портился. Его по-прежнему любили, но работать с ним было невыносимо. Карьера пошатнулась, пошла на убыль: ролей было все меньше, как и сил. В год Олимпиады они оба — и он, и Муза — были фактически изгнаны из Театра киноактера. Денег стало совсем мало. Муза плакала и нервничала, продавая из дома вещи, за которыми когда-то носилась по магазинам.

А потом умерла Фрося...

Она была его лучшим другом, дворняга Фрося, прожившая с ним 11 долгих и непростых лет. Он плакал, обнимая ее окоченевшее тело, потом похоронил — вместе с дворником, 33-летним парнем. Поднялись наверх — помянуть безгрешную собачью душу.

Никто толком не знает, что произошло потом. Родственница Музы в одном из интервью много позже говорила, что в тот вечер Крепкогорская приехала к ним с синяком под глазом и долго не покидала дома. По словам Юматова, его гость высказался нелицеприятно о войне и Победе — чуть ли не пожалел, что не Германия победила. Фронтовик Юматов схватил ружье и выстрелил. В упор.

…Защита была поручена лучшему адвокату. Творческие союзы писали письма в поддержку. Юматова отправили в «Матросскую тишину». Заступничество сыграло свою роль — он отсидел в тюрьме всего пару месяцев и вышел по амнистии к 50-летию со Дня Победы.

Но и случившимся, и тюрьмой Юматов был потрясен абсолютно. Он вернулся оттуда другим — сломленным грузом этой истории, и без того не лучшее здоровье было подорвано окончательно. Он бросил пить — сам.

Как-то вмиг постарел. Часто говорил Музе о любви и продолжал безропотно готовить. Вскоре у него обнаружили аневризму брюшной аорты. Спустя год после тяжелейшей операции кровотечение открылось заново. Повторно ложиться «под нож» он отказался, понимая, что вряд ли переживет это.

Поздним вечером 4 октября 1997 года (иногда пишут 5-го) Георгия Юматова не стало. Он два месяца не дожил до 50-летия их с Музой свадьбы. На Ваганьковском кладбище (его хоронили не в личной могиле, а в могиле тещи, поставив гроб на гроб) было без преувеличения море народу. Муза с трудом держалась на ногах. Ее потрясло количество пришедших на похороны людей. «Я знала, что Жоржик популярен, но чтобы настолько…»

Теперь весь ее мир сузился до тонкой щели. Она смотрела на мир, будто прикрыв глаза — в отсутствие Юматова он больше не был ей интересен. Георгия — не было. Больше не было, не было навсегда! Она запивала это горькое слово коньяком и за считаные месяцы изменилась до неузнаваемости. Все стало безразличным.

Спустя два года, 26 июня 1999 года, ее не стало — в их квартире, которую она когда-то так любила. Ее найдет Виктор Мережко, имевший от квартиры ключи. Крепкогорская завещает имущество своей крестнице Маше, его дочери.

amp-next-page separator