Гостья выставки «Два Аменемхета» в ГМИИ им. А. С. Пушкина внимательно всматривается в лицо фараона. И правда, тот самый сфинкс! / Фото: Антон Гердо

К египетским далям позвал фараон

Развлечения
Широко поставленные узкие глаза с объемными веками, прямой нос, выступающий подбородок, несоразмерно большие уши. Знакомьтесь — Аменемхет. Фараон и покровитель высоких египетских искусств. Корреспондент «ВМ» узнала на открывшейся выставке, как фараон изменил жизнь простого русского сотрудника музея.

Выставка «Два Аменемхета» посвящена 160-летию со дня рождения знаменитого египтолога Владимира Голенищева.

Шестой царь 12-й династии эпохи среднего царства Древнего Египта Аменемхет III получил все свои титулы, уместившиеся в два аккуратных столбика под скульптурой, не просто так, а за большие дела.

— Аменемхет III в 1800-х годах до н. э. был собирателем раздробленных земель египетских, — рассказывает Ольга Васильева, заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ имени А. С. Пушкина. — Также при нем египетское искусство и литература пережили расцвет! Впрочем, всего этого мир никогда бы не узнал, если бы не Владимир Голенищев, молодой хранитель египетского зала в Эрмитаже.

Однажды, разбирая древнеегипетские памятники, он обнаружил: черты лица одной из скульптур поразительно напоминают экспонат из его личной коллекции — Аменемхета III. Он сопоставил памятники. И ему открылось — о боги! — лица сфинксов в Нижнем Египте — это же все лица Аменемхета III!

— Впервые при атрибуции памятников Голенищев использовал стилистический анализ, дополняющий перевод иероглифов, — уверяет Васильева. — А у молодого хранителя благодаря фараону начался жизненный этап, полностью посвященный истории Египта, куда он за 25 лет съездил более 60 раз, собрал коллекцию из 6 тысяч предметов, большая часть которых хранится у нас в музее.

amp-next-page separator