Юмор расстрелян пулеметом «Максим»
Прошли времена, когда монополистом по части юмора была передача «Вокруг смеха» с Александром Ивановым (ведь в то время не выходил даже прикрытый кавээн). Она-то и вывела формулу успеха большинства юмористических передач: ведущий с харизмой, плюс мощное окружение, плюс перчик, одна клубничка. Все, милости просим к столу.
Смех и юмор в советской стране были явлениями особыми: взрослые рассказывали свои анекдоты — «политические», дети — свои, о Чебурашке. Но чаще хохотали над собой, своими неурядицами, дефицитом, социальными пороками; от смеха жизнь становилась светлее, поскольку облегчение жизни — едва ли не главная его функция.
Сегодня умный юмор все более социален, есть также юмор злой, но мощнее прочих — пошлый. Причем для нагнетания градуса пошлости темы не обязательно черпать ниже пупка: достаточно сделать ставку на примитив, убить самоиронию и звездануться от своего величия.
Вот, скажем, по будням вечер на Первом завершает Иван Ургант. Он держит марку, края видит и за годы ведения передачи срывался ниже плинтуса лишь пару-тройку раз. Признаем очевидное: формат ургантовского вечера (по сути — та самая формула успеха!) удался и справедливо долго держится на плаву. Но в выходные и у Ивана уик-энд. И на смену приходит «МаксимМаксим». Беда, однако...
Когда-то давно один мой знакомый военный неожиданно для себя страшно напился в ресторане. Полбеды! Беда была в том, что все им сотворенное в тот вечер, включая финальную речь римского патриция, облаченного в скатерть, утром он не забыл. «Я не знаю, как теперь жить! — говорил он жене. — Стыдно! Может, застрелиться? Я же... офицер!» Слава богу, время лечит и абстинентный синдром — никто стреляться не стал, а с водкой под шампанское было завязано.
Все последние субботы я вспоминаю эту историю и думаю: хорошо, что Галкин — не офицер! А то бы, пересмотрев по-трезвому свое творчество в шоу имени себя, он точно ощутил бы желание «стреляться среди березок средней полосы». А как зрителям стыдно и неловко быть свидетелями того, что происходит под утробный смех за кадром, слушать пародии на собачий лай, наблюдать смущение гостей...
Но самоиронии — нет. Никто не стреляется. Пулемет «Максим» расстреливает воспоминания о смешном. Даже окружение не может вытянуть эту тягомотину. И — чудо. Отклики на шоу на 95 процентов резко отрицательные, а рейтинг — четыре звезды из пяти.
На НТВ натужно юморит Кеосаян. Трудно искрить. К тому же его «Пилораму» поставили после «Салтыков-Щедрин шоу», и троицу Кортнев — Колчин — скучающий Задорнов он не переигрывает. Скука.
И это еще одно доказательство — не ладятся у нас «индивидуальные» шоу. «Настя» Заворотнюк шансов не имела никаких, но ведь прогорели на своих шоу и Нонна Гришаева, и Ольга Картункова. Все получалось лишь у Анны Ардовой, но в формате скетчей.
Возможно, не стоит и пытаться делать «шоу одного». У ведь нас коллективное — в крови, даже смех! И звезды кавээн сияют лишь в обрамлении себе подобных! Они сияют, а мы щелкаем. Пультом. Ищем, ждем смешного. Не Максима.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Майор Черкасов как лекало для героя
Минувшие выходные, 22 и 23 октября, волей-неволей стали для зрителей паузой между премьерным просмотром «Шакала» и повтором «Паука» — фильмов по сценариям Зои Кудри, объединившихся в целый сериал. У этих лент уже сформировалась как армия поклонников, восхищенных хитросплетениями сюжетов, так и изрядное число противников, уставших от фильмов о насилии (далее...).