Эдуард Бояков: Возьмем классику. Достаточно посмотреть на афиши многих московских театров, чтобы понять, что ситуация в них не очень веселая / Фото: Из архива

Разыскиваются пассионарии

Развлечения
Смотреть за тем, что происходит сегодня с российским театром, крайне интересно. Мне кажется, что он движется двумя путями. Первый из них связан с традиционным, идущим от советского прошлого типом театра, сильно завязанным на репертуаре. Ему присуща ориентация на классику, классические декорации, традиционную труппу.

И даже если в таком театре появляются современные тексты, они все равно меряются соображениями, насколько они близки к Чехову или Горькому. Второй же тип — скорее западный. Это так называемый постдраматический театр с перемешиванием жанров и выразительных средств.

Какой путь я считают правильным? Никакой! Потому что и в том, и в другом случае есть большая опасность выхолащивания смыслов. Почему? Возьмем классику. Достаточно посмотреть на афиши многих московских театров, чтобы понять, что ситуация в них не очень веселая.

Там, как правило, изображены известные артисты, застывшие в натужных позах и сверкающие выпученными глазами, а ниже — как правило, ужасным шрифтом — написано название классической постановки. Это грустно, потому что все такие театры ничего нового и хорошего дать не могут.

Ну, а следом возникает проблема отцов и детей: когда у родителей сложности, то и дети начинают вести себя как хулиганы, всячески пытающиеся показать зубы. Так, обычно, и появляются экспериментальные театры, работающие на инстаграмы, фейсбуки и прочие социальные сети, однако совершенно не задумывающиеся о смысле того, что они делают.

Они беспомощны, потому что умеют разве что кусаться и оскорблять, они не могут произвести ничего. Ведь кто такие так называемые хипстеры? Это замкнутая на собственном удовольствии, комфорте, удобстве узкая прослойка. Так что они могут нам предложить?! Недаром за последние 10–15 лет в этой среде не появилось ни одного интересного феномена ни в театре, ни в музыке. Как, кстати, и в среде советской театральной номенклатуры.

Однако нас все время заставляют выбирать между этими двумя крайностями. А потому, считаю я, необходима третья сила: люди, способные талантливо совместить в себе патриотическое и актуальное. Но… Где вы, пассионарии XXI века?

amp-next-page separator