Марлен Хуциев снимает фильмы как живописные картины
91-летний классик редко появляется на публике, но не прийти в дорогое и любимое место в Москве не мог. Живопись — первая любовь Марлена Мартыновича, и с нее он начал общение с любителями кино.
— После окончания школы я поступал в Тбилиси в Академию художеств. Мечтал стать живописцем. Но меня не приняли. Я хотел записаться на подготовительные курсы, чтобы поступить на следующий год, но меня лишили продовольственных карточек. В академии сказали: «Если бы вы устроились работать натурщиком, мы бы выдавали карточки, а так не положено». Но я, услышав слово «натурщик», от негодования бежал по проспекту Руставели, глотая слезы. Дома моя мама, актриса, позвонила знакомым на Тбилисскую киностудию, и меня приняли рабочим. Там я ощутил атмосферу и магию кино и решил стать режиссером. Пять суток ехал из Тбилиси в Москву на поезде 501, чтобы поступить во ВГИК. Живопись не забыл. Время от времени рисовал. И фильмы старался снимать как картины художников, — объяснил Марлен Хуциев.
Режиссер заметил, что «больше всего не любит повторов и о себе всегда рассказывает несколько иначе». Только об оттепели неизменно высказывает свое мнение.
— Термин «хрущевская оттепель», на мой взгляд, не совсем верный. Я считаю, что Хрущев присвоил «оттепель» себе, не имея на это никаких оснований. Он никак не способствовал оттепели как руководитель страны. Оттепель началась еще в 1952 году. Тогда я только окончил ВГИК, и в нас, новоиспеченных режиссеров, поверили и каждого отправили снимать новое кино. Я со своим другом Феликсом Миронером поехал в Запорожье и в Одессу снимать картину «Весна на Заречной улице», — рассказал Хуциев.
А в Москве, где режиссер родился, есть главная улица и дом Хуциева, о которой он говорил с особой нежностью, Маросейка, 7.
— Москву я узнал мгновенно. Хотя мама увезла меня в три года в Тбилиси. Когда вернулся в 20 лет, сразу нашел дом, где я родился. Для меня до сих пор загадка — как я вспомнил этот адрес? Не иначе как по памяти младенца. Ведь на Маросейке, 7, я только родился, а потом мы переехали на Смоленский бульвар. Но самое удивительное, что соседка (мы жили в коммунальной квартире), как только открыла дверь, мгновенно меня узнала. «Марлен», — воскликнула она. И разрешила пожить. Видимо, с младенческого возраста я мало изменился, — пошутил режиссер.
Марлен Мартынович действительно не изменился. Он остался верен идеалам как в жизни, так и в творчестве. Сын репрессированного коммуниста (отца Хуциева расстреляли в 1937 году) против очернителей России.
— Я любил, люблю и до конца своих дней буду любить свою Родину. Моя Родина — Россия. Мне не нравится, когда происходит ковырянье ран нашей истории, когда наши заслуги выставляются в черном свете. Нельзя заниматься этим без конца. Не такая и «дурная» у нас история! Нельзя отнимать у страны ее славу, — поделился своим мнением Хуциев.
Будущего режиссера не взяли на фронт в 1941 году из-за болезни. В 1970 году Хуциев снял фильм, посвященный нашим победителям, — «Был месяц май». В том, что мы победим, Хуциев не сомневался с первого дня войны.
— Война настигла меня в Тбилиси. 22 июня 1941 года я пошел в магазинчик и купил вина. Дома выпил бокал за Победу! — сказал режиссер.
Марлен Хуциев с болью в сердце говорил о распаде СССР.
— Я — последний народный артист СССР. У меня много званий и наград, но это единственное звание, которым я дорожу. Наш Союз был великим братством народов, 15 республик, и я — грузин, чувствовал себя своим в каждой точке СССР, — заметил Марлен Хуциев.
Зрители задали вопрос о новой работе Мастера — фильме «Невечерняя», съемки которого продолжаются более десяти лет. Эта история о двух встречах — Толстого и Чехова:
— Сразу скажу, что я — больше люблю Чехова, чем Толстого. Но Чехов почитал Толстого, и когда он узнал, что Лев Николаевич болен, пришел к нему в больницу. Сейчас мы заканчиваем озвучание первой части фильма, а скоро закончим съемки второй. Деньги на завершение картины нам дал Алишер Усманов, — сообщил Хуциев.
Марлен Хуциев завершил встречу в Третьяковской галерее призывом к дружбе:
— Люди должны жить в дружбе и взаимопомощи. Дружба на съемочной площадке — необходима как воздух.