11 октября 2017 года. Эмма Рафаиловна Малая демонстрирует один из уникальных экспонатов музея — фронтовую камеру. Она и правда напоминает оружие... / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Кадровая революция. Музей кино обрел новый дом и снова ждет гостей

Развлечения
Открытие Государственного центрального музея кино, намеченное на эту осень, станет, без сомнения, одним из главных событий культурной жизни столицы. Поиски собственного дома, тянувшиеся долгие одиннадцать лет, завершены: местом его постоянной прописки стало ВДНХ.

Решение о передаче Музею кино павильона №36 было принято мэром Москвы Сергеем Собяниным и министром культуры РФ Владимиром Мединским. Корреспондент "ВМ" побывал в новом доме музея на финальной стадии его подготовки к торжественному дню. 

... На улице пасмурно и серо, а здание Музея кино кажется сахарным - такое оно белое. Два стеклянных "рукава" по бокам обнимают площадку у входа. По замыслу архитекторов Ревякина и Шевердяева, строивших этот павильон в 1954 году для "Водного хозяйства", эти выдающиеся вперед галереи символизировали гидротехнические сооружения, вырываясь из-под которых вода заполняла бассейны, что спускались к пруду. После капремонта здания ассоциации другие: сейчас стеклянные "рукава" кажутся символами тех перспектив и той истории, что есть у кино.

Тут все продумано до мелочей. У дверей - массивные проекторы смотрят в сторону гардероба, где цифре каждого номерка соответствует дата или интересный факт, связанный с кинематографом. На полу - массивные плиты-барельефы: им еще не определили место. На первой плите грозно округлил глаза Петр I. Не забыть бы узнать, что это за штуки, отмечаю я, устремляясь за Ксенией Шатровой, пресс-секретарем Музея, которая проводит для меня экскурсию.

Паровоз прибыл!

Лестница. Коридор. Еще коридор, и еще лестница. Обычно я неплохо ориентируюсь, но пока ничего понять не могу. Ксения успокаивает с улыбкой: 

- Посмотрите на вид здания сверху и все поймете. Пойдемте, поезд ждет!

И он правда подходит к перрону, но - на экране. Технический директор музея Игорь Чернышов нажимает что-то на пульте, резкий гудок паровоза спугивает стайку белых голубей. Вот он и прибыл - блестящий состав с яркими красными колесами. Так ворвался в нашу жизнь и кинематограф, прибыв на вокзал Ла-Сьотта: кадры фильма братьев Люмьер потрясли в 1895 году кинозрителей. Игорь прокручивает "прибытие" еще раз.

- Все тут удивительно связалось, - рассказывает Ксения. - В этом году круглая дата, 140 лет назад "Русский вестник" напечатал последние главы "Анны Карениной" Льва Толстого.

Выходит, у этого прибытия паровоза - глубокие смыслы. Ну, с прибытием, кинематограф. С новосельем, Музей кино... 

Анны на перроне нет, да и хорошо. "Может, передумает..?" - вздыхаю я тихонько, и мы идем дальше, в один из стеклянных "рукавов". За панорамными окнами дождь полощет листья кленов, а мы с Ксенией осматриваем шикарные костюмы. Они странно-знакомы... 

- Не узнаете? Их передал нам режиссер Сергей Соловьев. Это же костюмы к его "Анне Карениной".

Ну конечно! Вот он, китель Вронского. А вот и туалет самой Анны. Произведение искусства, одно слово. 

В другом "рукаве" костюмов нет. Там - фотографии. Огромные портреты тех, кто имел полное право называться звездами. Какие же глаза у Ефремова... Портреты - точно листки отрывного календаря. Как много их облетело до срока... 

- Тихонов, Ларионова, Кадочников... 

Ксения перечисляет фамилии, но в этом особой нужды нет: все - узнаваемы. И любимы... Делаю шаг в сторону - и сталкиваюсь взглядом с Натальей Гундаревой. В зале разлита тихая, терпкая грусть. Какие имена... Какие роли... Постоять перед каждым - и вспоминать, вспоминать, вспоминать...

Чудеса лабиринта

- Сейчас пойдем в «Лабиринт истории», - говорит Ксения, - это одна из выставок Музея кино.

В лабиринт, так в лабиринт, главное - без Минотавра. Мы вновь погружаемся в хитросплетение лестниц и коридоров. Мелькают обозначения: зал Ханжонкова, зал Дзиги Вертова, зал Андрея Тарковского... По дороге продолжаю слушать Ксению: 

- У нас в фондах хранятся костюмы, фотографии, афиши и плакаты, диафильмы, эскизы, редкие книги, кино- и фототехника, архивы, личные вещи деятелей отечественного кинематографа – начиная с конца XIX века и до сегодняшнего дня, всего 169 000 единиц хранения. 

Главный хранитель фондов Кристина Юрьева демонстрирует эскиз «Бегство» к фильму «Бег» / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Понятно, почему экспозиции сменные. Такое богатство сразу не выставишь! А обещанный лабиринт оказывается своего рода философской площадкой и отчасти - машиной времени. Тут, конечно, есть коридоры, разделяющие пространство на шесть зон, названия которых обозначены сверху подсвеченными буквами.

- Тут вот "Аттракцион", территория дореволюционного кино, 1890-1910 годов. А там, где написано "Эксперимент" - авангардные 1920-е...

Понимаю. А "Триумф" и "Трагедия" - 1930-40-е... "Протест" - перестройка. Передать это ощущение трудно, но за каждым поворотом реально существует особое, со своим запахом и вкусом, спрессованное время. Его, кстати, можно... потрогать: часть экспонатов интерактивны.

Яга на троне

Камеры всех видов и возрастов, костюмы, макеты - как разобраться в этом, непонятно, но старшему научному сотруднику музея Эмме Малой все эти предметы почти родные. Эмма Рафаиловна работает в Музее 17 лет, а вообще она - художник по костюмам, сделавшая на студии имени Горького более тридцати фильмов. Назовем "Офицеров", "Однажды двадцать лет спустя", "И снова Анискин" - и все станет ясно. Увидев, что я глаз не могу оторвать от шикарного резного трона, она замечает: 

- Трон викингов, помните "И на камнях растут деревья"? 

Конечно помню. А вот это что за чудо... Рядом - другой трон, сплошь в блестящих камешках. А в нем... Баба Яга!

- У нас есть масса забавных вещиц, которые дарили Георгию Милляру. И награды шутливые, и Бабки Ежки, конечно. Эта только пока тут сидит. А трон - из "Юности Петра". 

А гобелены - из "Королевы Марго"... Бесконечные коробки с техникой в историческом смысле бесценны.

- При всей значимости того, что вы видите, - улыбается Эмма Рафаиловна, - это всё же обрамление, а главное хранится у Игоря Мирославовича в отделе кинопрограмм, у него же фильмы! 

Ну что же, отправляемся на поиски "главного". Вспомнив, спрашиваю, что же за барельефы лежат у входа. 

- О, да это целая история! - Эмма Рафаиловна всплескивает руками. - Когда задумали построить кинотеатр "Октябрь", для него заказали украшение Лемпорту. 

Скульпторы-шестидесятники Силис, Сидур и Лемпорт, входившие в группу "ЛеСС", ныне легенда. 

- Ну так вот, Лемпорт все сделал, но "наверху" решили, что это слишком... авангардно, и эти барельефы не стали вешать. Они чудом сохранились. Владимира Сергеевича Лемпорта не стало в 2001 году. Он был бы доволен, узнав, что его работы обретут свое место в новом музее. 

Царство пленки

Игорь Мирославович Билоцеркович встречает нас в отделе кинопрограмм. У стены – монтажный стол со вкрученной в столешницу лампочкой и какими-то датчиками, рядом - колоннады круглых металлических коробок с пленками. Вот, спешно вносят еще одну, на ней написано крупно - "Котовский". Неужели фильм 1942 года?! 

- А правда, что вы больше всех фильмов видели?

Билоцеркович скромно пожимает плечами: да кто знает. Но он смотрит фильмы иначе, не так, как мы. Его задача - увидеть дефекты, чтобы сохранить пленку. Там - подклеить, тут - поколдовать. Начавшийся век "цифры" ничего не отменяет, и в Музее кино оборудование позволит показывать фильмы не только с цифровых, но и с аналоговых носителей – на пленке 16 и 35 мм.

Напоследок заглядываем в Медиатеку, что расположилась на верхнем этаже павильона. Здесь будет интересно как специалистам - для научной работы, так и широкой массе любопытствующих посетителей. До открытия осталось всего ничего. Прощаясь, машу рукой Петру - не скучай, государь. Мы встретимся. Музей кино теперь - дома.

Владимир Мединский, министр культуры РФ :

- Мы рады, что многолетняя история с домом для Музея кино, которая тянется уже не один год, решена. На наш взгляд, ВДНХ является одним из самых удачных и интересных мест для музейных экспозиций, и мы очень благодарны московскому правительству за передачу Минкультуры этих площадей, за внимание к культуре и культурному наследию.

Лариса Солоницына, директор Государственного центрального музея кино: 

- Для кине­мато­гра­фис­тов мы хотели бы стать профессиональной базой, зрителям мы хотели бы вернуть лю­бовь к отечественному кинематографу, а отечественным фильмам — вернуть заинтересованную ауди­то­рию. И если говорить о стране в целом, то нам бы хотелось, чтобы кине­мато­граф, а это, действительно, очень мощное средство воздействия, прибли­зился бы к тем образцам, которые мы хра­ним, — направлял, учил и поддерживал.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator