У комедии законов нет
Цитаты из комедий Аллы Суриковой давно ушли в народ, а «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем», «Чокнутые» получили призы, кажется, на всех фестивалях. Накануне дня рождения режиссера с ней встретилась корреспондент «Вечерки».
— Алла Ильинична, что же однажды заставило вас, дипломированного филолога, податься в игровое кино?
— Я серьезно занималась психолингвистикой и речевыми нарушениями. И как-то раз в больнице увидела молодого человека по имени Костя. У него было поражение мозга, он смотрел на меня внимательными глазами, все понимал, но не мог произнести ни слова и плакал.
Я тоже заплакала. И навсегда ушла из профессии, в которой плакать нельзя, а надо быть мужественной и собранной. Одно время работала корреспондентом на телевидении, слесарем-сборщиком на заводе, чистила в театре декорации от красок и даже была грузчиком в магазинчике наглядных пособий. Что касается моего кинообразования, то оно началось с высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве, где я училась в мастерской у Алова и Наумова и у Георгия Николаевича Данелии.
— Вы тогда уже были состоявшимся человеком. Интересно, как чувствовали себя рядом с такими мастерами?
— Приблизительно так:
Воздвигнусь ли, паду ли я,
Своей судьбе дана ли я?
Плевать! Пойду под пули я,
Коль поведет Данелия.
А Алову и Наумову я посвятила следующие строки:
Мысль одна пронзает как жало.
Мозг растревожен одной лишь думой —
Если учить меня будет Алов,
Что со мной будет делать Наумов?!
С Георгием Николаевичем Данелией мы дружим по сей день. Недавно вот была у него на дне рождения.
— Я где-то читала, что профессия режиссера по опасности якобы уступает лишь профессии летчика-истребителя. Вы это как-то ощущаете?
— Постоянно! Это опасная профессия, причем во всех смыслах. Моей первой картиной стал фильм «Лжинка», где я снимала свою маленькую дочь Киру. Мне, режиссеру, нужно было, чтобы ребенок заплакал в кадре.
Но Кирюша плакать не собиралась, она была у мамы под боком, ей было хорошо. Тогда я сказала строго: «Сейчас уедешь со съемочной площадки домой!» Ребенок зарыдал, а режиссер, то есть я, облегченно выдох нув, дал команду оператору: «Снимай! Быстро!» Вот так мы издеваемся над собственными детьми на съемках. Уже на этой первой картине я впервые осознала, что режиссура — это диагноз. В фильме моя дочь играет «солнечного зайчика». Во дворе становится темно, и девочка, поднимаясь на последний этаж старого дома, встает на подоконник у раскрытого настежь окна. И выбрасывает из окна во двор шляпу, в которой спрятался солнечный зайчик. Когда я снимала этот эпизод, то совершенно не отдавала себе отчет, что девочка стояла на последнем этаже, что хлипкая рама качалась. Я ее придерживала двумя пальчиками сзади за трусики, когда она широко размахивалась. Одно неверное движение, шажок вперед — и ребенок мог бы свалиться. Когда все это снималось, я опасности просто не замечала. И только когда посмотрела материал на экране, мне стало нехорошо.
— Среди ваших трофеев, подтверждающих опасность профессии, есть зуб крокодила. Что это за история?
— У меня в фильме был сюжет, в центре которого — крокодил. Он сначала спокойно лежит, а потом бросается на жертву. По задумке. А наш лежал в клетке сытый, довольный и двигаться не хотел. И когда служитель отошел, я вошла в клетку и начала его дразнить. Это счастье, что в руках у меня была метла! Выведенный из себя крокодил схватил черенок так, что один зуб у него выпал. Вот он у меня и хранится. А охранник, когда вернулся, сказал мне несколько слов, которых я в принципе не знала.
Но аккуратно их записала, в надежде что потом где-нибудь в фильме пригодятся. Это тоже специфика профессии: все — в дело!
— Как относится ваш супруг к тому, что его жена постоянно рискует здоровьем?
— С Аликом мы встретились в Подмосковном доме творчества на отдыхе. Я увидела красивого импозантного мужчину и про себя решила: богатый грузин. Мы познакомились. Я как раз собиралась уезжать в Крым на съемки картины «Человек с бульвара Капуцинов».
Алик вознамерился отправиться следом за мной на площадку. Отношения были еще хрупкими, я возражала против его приезда. Потому что во время съемок режиссер полностью отдается процессу, занят по горло 24 часа в сутки, его семьей становится съемочная группа.
И тут любые романтические отношения рискуют дать трещину. Но Алик ничего не хотел слушать. Он приехал и чрезвычайно мне помог: благодаря ему на этой картине у меня впервые появился видеоконтроль, без которого съемка трюков вообще нереальна, как теперь я понимаю. А трюков в вестерне на просторах нашей СантаКаролины было предостаточно. Причем в гостинице представительного Алика весь персонал принимал за режиссера, а меня — за супругу режиссера. Андрей Миронов часто, заглядывая к нам в гости, шутил: «Если вы за него не выйдете, я сам на нем женюсь».
— Вы работали с целым созвездием российских артистов, а с Мироновым еще и дружили. Многие говорят, что Андрей Александрович был настоящим подарком на площадке. Это так?
— Безусловно. Впервые Андрея я увидела в мосфильмовском буфете. Он был в шикарном костюме белого офицера и в тот исторический для нас обоих момент брал сосиски с капустой.
И вот что значит талантливый артист — ни сосиски, ни капуста его не портили. Нашей первой совместной работой стал фильм «Будьте моим мужем». Я готова была снимать несколько замечательных артисток, но именно Андрею предоставила возможность выбрать ту, с которой ему хотелось бы работать. Он выбрал Леночку Проклову — очаровательную, талантливую, в которую влюблялись мужики всех возрастов — любили ее смертельно! Это был замечательный дуэт. На этой картине у меня была очень смешная история с супругой Андрея Миронова — Ларисой Голубкиной. Во время съемок я приболела и тяжело засыпала. И вот звонит мне ночью Голубкина: «Алла, я звоню Андрею, два часа ночи, его нет в номере». Как вы думаете, что Голубкиной ответил режиссер фильма спросонья? «Он, наверное, где-нибудь на съемках…» На следующий день Лариса уже была у нас. Андрей тогда был постоянно облеплен поклонниками. Тем более что снимали мы в Сочи — юг, пляж и народный любимец Миронов в центре. Мы все время пытались разогнать толпу, чтобы как-то продолжить работу. «Уберите женщин от камеры!» — кричала я в мегафон. «Всех не перевешаешь!» — кричал в ответ Миронов.
Был момент, когда мы снимали жаркий пляж в плохую погоду. Я — в теплой кофте на берегу, Андрей — в ледяной воде. Плыл, делая вид, что ему жарко, и кричал: «Накиньте на постановщика дубленку!» Андрюша был замечательным и при этом очень профессиональным, он ни разу меня не подвел.
...Комедия — самый сложный жанр и законов не имеет. То, что бывает смешно на площадке, на пленке может смотреться неинтересно.
Заставить зрителей смеяться трудно. Заставить их плакать несравненно легче.
Неслучайно в советское время на съемки комедии выдавали пленки в несколько раз больше, чем на картины иных жанров.
ДОСЬЕ
Алла Сурикова родилась в Киеве. Окончила филологический факультет Киевского университета, а затем в Москве отделение режиссеров-постановщиков детского фильма Высших курсов режиссеров и сценаристов. Сняла три десятка игровых фильмов и несколько документальных.
МОТОР
Фильмы, за которые режиссеру Суриковой не стыдно.
СУЕТА СУЕТ (1979)
Борис (Фрунзик Мкртчян) ушел из семьи к другой женщине. Бывшая жена его Марина (Галина Польских) тяжело переживает расставание. Вновь их соединяет общая беда: пропала дочь, искать ее приходится вместе.
ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ (1987)
Комедия-вестерн о великой силе кинематографа. Джонни (Андрей Миронов) поставил перед собой цель продвигать кино в массы и начал с захолустного городка на Диком Западе.
МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ (1995)
Богатая итальянка Лучана (Ирина Селезнева) прилетает в Россию выполнить завещание своей бабушки и случайно влюбляется в бедного таксиста Гришу (Леонид Ярмольник).
ВЫ НЕ ОСТАВИТЕ МЕНЯ (2006)
Актрисе Вере (Елизавета Боярская), жене художника Зарицкого (Александр Балуев), приходит письмо от знакомого.
И так выходит, что получает его муж. Заподозрив женщину в измене, супруг пытается выяснить правду: не говоря ничего Вере, он отвечает на письмо от ее имени
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!