1 октября 1987 года. Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова. Артист Виталий Шаповалов в роли Понтия Пилата. Московский театр драмы на Таганке / Фото: Валерий Плотников/ТАСС

«Шапен», Пугачев, Понтий Пилат. Ушел из жизни актер Виталий Шаповалов

Развлечения
Про таких актеров, каким был Шаповалов, обычно говорят - характерный. На Таганке в связи с его уходом будто притушили свет. В кулуарах, в глаза, долгие годы его звали "Шапеном". Именно так, не"Шопен", а "Шапен", через "а". Он откликался и просил не путать с композитором, хотя с детства был музыкален, играл на гитаре и пел. А после Щукинского училища отправился в театр на Таганке, там и работал - так много лет, что...

15 ноября стало известно, что Виталий Владимирович, оказавшись в больнице, операции не перенес. Между датами рождения и смерти, 1 мая 1939 года и 14 ноября 2017-го - вовсе не тире. Там - огромная жизнь, яркая. Которая, увы, оборвалась...

Работать с Любимовым мог не каждый, суров был Мастер. Но в спектакле "Мастер и Маргарита" Шаповалов играл Пилата, так что и Мастер ему был не страшен. Всем было известно: на резкие замечания Любимова нетривиально мог отреагировать именно Шапен. Пошутить. Ответить резко. У него всегда был свой, особый взгляд на любые обстоятельства. Любимов это знал и "напрягался". Но никуда сложного Шапена не гнал. Таких берегут...

Его отец погиб в первые дни войны. От отца осталось лишь воспоминание - нечеткое, неровное, больное. Мама-трактористка тащила его сама. Он помнил оккупацию - грубую, чужую речь. Овчарку на его детском пальтишке - немцы старались обеспечить своему любимцу, кобелю по кличке Сталин, хорошую подстилку. Потом была школа, занятия музыкой, кружки... За окнами текла уже мирная жизнь, но жизнь жесткая и многотрудная. На этом фоне активно развивалась всякая самодеятельность, и Шаповалов участвовал во всем с радостью и удовольствием. Так постепенно пришло к нему и понимание, что больше прочих влечет его профессия актера. Музыкантом он быть не хотел, на профессионального вокалиста, при всей одаренности, не тянул. Пошел в "Щуку"...

16 июня 1993 года. Спектакль «Доктор Живаго» в Московском театре на Таганке. Режиссер-постановщик - Юрий Любимов. На сцене актеры Виталий Шаповалов, Анна Агапова и Валерий Золотухин (слева направо) / Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС

На третьем курсе "Щуки" Шаповалов с приятелями решили показаться Любимову. Точнее, он пошел не то что бы за компанию, а так, акомпанировать товарищам - все же и на гитаре, и на трубе он играл мастерски. Когда Мастер повернулся к нему, ничего особенного "показывать" не стал, просто спел, играя на гитаре. Любимов взял его сходу.

Любимов доверял ему "крупняки". Пугачева, Годунова. Маяковского, Пилата. За роль Васкова в "А зори здесь тихие..." он удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Но Мастер никогда не делал спектаклей именно под Шаповалова. Почему? Теперь уже не спросить. Но известно, что Высоцкий просил Мастера о Гамлете, для Николая Губенко были открыты все двери - точнее, все роли... Нет-нет, ничего плохого не подумайте, это нормально и правильно. Только Шаповалов никогда ничего не просил. И, играя вместо Губенко, когда тот был на съемках, молча уходил в тень - по его возвращении.

Требовательный к себе, резкий, он хвалил себя редко, а к успехам и неуспехам своим был объективен и строг. По жизни его будто вела судьба - одаривая вдохновением, энергией. А еще он был запредельно честен. Так, в свое время он сам отказался от одной из самых звездных своих ролей - старшины Васкова. Знаете, почему? Васкову было чуть за тридцать. И "возрастной" Шаповалов запретил себе играть его. Притом, что Любимов не собирался ему в этом отказывать!

Его культом был Михаил Чехов, "заразивший" его особым, "чеховским" отношением ко всем ролям и к профессии актера в целом. Не любил "чернуху", что хлынула на экраны после 1990-х. Иногда говорил, что "наигрался" уже. На период руководства "Таганкой" Анатолием Эфросом ушел в "!Современник" - вместе с Леонидом Филатовым и Вениамином Смеховым. С Волчек все сложилось лучше некуда - он не мог не оценить ее сверхчеловеческого отношения к актерам. Но когда Любимов вернулся - вернулся на Таганку и Шаповалов. Причина проста: все шло от внутреннего благородства и упомянутой честности. Он хорошо помнил, в каких стенах вырос как актер. И просто не мог не вернуться...

"Тартюф", "Живой", "Мать"... Двадцать пять кинофильмов. Вы помните его Ноздрева в "Мертвых душах", эту феерию и шквал?

Он снялся в "Дворцовых переворотах" и вскоре после этого получил тяжеленную травму - перелом шейки бедра. После этого Мастер уволил его из театра. Спустя два года, когда Любимов покинул Таганку, Шаповалова отчего-то там так и не восстановили. Впрочем, это все - мутная история, а теперь уже и вообще неинтересная. Важно другое - то, что... Что 14 ноября все кончилось, и первой на известие откликнулась любящая Шаповалова "Таганка".

... Он смотрит со своего траурного портрета - непривычно серьезный, задумчивый. Он всегда был предельно достоверен в каждой роли и каждом образе. Но сейчас в происходящее поверить невозможно...

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator