Фильмы о Великой Отечественной войне покажут в рамках ММКФ
В Музее Победы на Поклонной горе состоялся специальный показ фильма «Война Анны» Алексея Федорченко.
Лента эта за год уже взяла все возможные призы на различных международных фестивалях, но до широкого зрителя (премьера запланирована на 9 мая) пока еще не добралась. Хотя именно «Войной Анны» открывался последний «Кинотавр». И уже после первого показа было ясно: это — событие года.
Незаметная война
Алексей Федорченко — автор редких на российском экране авторских картин — «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Лента «Война Анны» минималистична до предела, и это образец того, как самоограничение, наложенное добровольно автором на себя, становится художественным прорывом в какое-то абсолютно новое для нашего кино пространство. В этом фильме — с особой внутренней динамикой и философской простотой — война показана глазами шестилетнего ребенка. В главной роли снимается маленькая Марта Козлова. По сути этот фильм — наш отечественный «Дневник Анны Франк» или, если хотите, весьма странноватая «Алиса в Стране чудес».
Героиня Марты Козловой — еврейская девочка, которая чудом выживает в неком местечке во время расстрела фашистами ее родных. Она видит то, что когда-то было ее родителями, выбираясь из-под груды трупов, бредет в ближайший дом за помощью к людям. «Добрые соседи» ребенка переодевают и ведут в немецкую комендатуру. Сдавать. Под комендатуру обустроена местная школа. Анне в ходе всех этих перемещений и какой-то неожиданной возни в комендатуре удается улизнуть и спрятаться в камине школы. И дальше на протяжении всего фильма она прячется именно там, питается по ночам какими-то объедками и наблюдает в щелку за тем, что происходит снаружи.
В этом фильме практически отсутствуют диалоги: девочке-то ведь говорить не с кем, ее молчание оправданно. Звуковой фон картины — это различные шумы, скрипы и шорохи, подслушанные героиней обрывочные фразы, мяуканье кошки. Мы видим ситуацию глазами ребенка, и этот субъективный взгляд наружу постепенно приводит к тому, что зритель начинает себя отождествлять с героиней — эффект, которого в современном кино добиться непросто, и он дорогого стоит.
А между тем за границами камина происходит жизнь — то праздничная, то угрожающая.
В ней есть место внезапно появляющимся овчаркам, науськанным на человечину, или празднованию Рождества, после которого остаются остатки еды. А зритель, наблюдая за поведением Анны на протяжении полутора часов, невольно вспоминает лучшие образцы фильмов, где действительность воспринимается глазами ребенка. Такие, например, как «Иваново детство» и «Иди и смотри».
Дорога смерти и бессмертия
17 апреля на «Мосфильме» состоялись пресс-показ картины «Коридор бессмертия» и пресс-конференция его создателей и актеров, сыгравших в ней. Про этот фильм мы писали уже не раз, начав болеть за него фактически с момента «формирования замысла». У картины оказалась непростая судьба, но сегодня речь идет не об этом: фильм наконец выходит на экраны, пройдя свои «огонь, воду и медные трубы».
В картине Федора Попова сюжетную канву составляют исторические реалии, о которых в советские времена мало кто знал. История беспримерного подвига и строителей уникальной железнодорожной ветки, Дороги Победы, проложенной по узенькому коридорчику, прорванному в кольце блокады Ленинграда, и работающих на ней людей не может не поражать, тем более что в режиме подвига они живут ежечасно.
Явный плюс фильма — привлечение к съемкам молодых артистов, даже самые известные из которых пока не примелькались и, соответственно, не отягощают картину привнесенным «сериальным бэкграундом», как случается у нас все чаще. Фильм цепляет, удивляет не изобилием уже привычных глазу современного зрителя спецэффектов, а деталями и натурностью. В нем нет сверхгероев, нет набивших оскомину штампов, нет «пластмассовых» немцев. Он снят на основе документов и может нравиться или не нравиться, но рассказывает правду, и только ее.
Федор Попов жанрово охарактеризовал картину как «мелодраму с элементами трагедии», замечая при этом, что в фильме так много энергичных сцен и действия, что тронуть он должен и мужскую, и женскую часть аудитории.
— Что очень ценно, почти на всех этапах создания картины принимал участие Даниил Гранин, — рассказывал Федор Попов. — Он давал комментарии, которые мне очень дороги. И о героинях нашего фильма он написал на полях сценария так: «Девчонки настоящие. Я знал таких».
Блокадный город дан в картине лишь «широкими мазками»: действие вынесено за пределы его априори тяжелого эмоционального поля, оно сконцентрировано на железной дороге, которая артерией связывает город с Большой землей. И даже паровоз — огромный, бесконечно жаждущий «еды» — угля, тоже становится тут живым персонажем. И тебе страшно следить за его огненным дыханием, но потому, что ты знаешь: показанное — правда.