В спектакле задействовано 12 исполнителей - выходцы из Алжира и Буркина-Фасо. / Фото: Пресс-служба Большого театра

Эрве Куби узнал, чем день обязан ночи

Развлечения

«Всегда нужно знать, откуда ты вышел, чтобы понять, где ты находишься. Вопрос этот очень личный, но он актуален для каждого человека», – уверен Куби, подкрепляя свою мысль ярким творчеством.

Танцевальный спектакль «Чем день обязан ночи», навеянный одноименным романом Ясмины Хадра (женский псевдоним алжирского писателя Мохаммеда Мулессегуля), – не экзотическое представление, а своеобразный поиск хореографом своей идентичности. Француз по паспорту, алжирец по происхождению, Куби не порывает связь со своими историческими корнями. Каждый его спектакль – это признание в любви к предкам.

Все 12 исполнителей – выходцы из Алжира и Буркина-Фасо. Под коллаж из сакральных «Страстей» Баха и ориентальной музыки знатока утонченной арабской культуры Хамзы Эль Дина они «рассказывают» в стиле хип-хоп свою историю африканцев в Европе. В век повсеместной глобализации тема эта приобретает особое значение.

Действие развивается медленно, словно таившаяся до поры до времени сила свободного человека просыпается от векового гнёта, чтобы заявить свои права. Умело сочетая «модерн» и силовую акробатику, Куби выстраивает образный ряд, завораживая зрителей экзотикой мужского танца, который предстает то ритуальным действом, то боевой пляской перед великой битвой, демонстрируя единение, воинское братство, эмоциональную силу и физическую мощь. На миг мужчины застывают спиной к публике, танец продолжают лишь волнообразные движения их плеч. Достигнув своего пика, действие, подобно морю после шторма, вновь затухает, чтобы набраться сил для еще более сокрушительного броска.

Куби, который родился, вырос и получил образование во Франции, аккумулирует в себе две этнокультуры: ту, которую он впитал с молоком матери, и ту, которую приобрел, живя в Европе. Его творчество – это конгломерат весьма противоречивых представлений и ощущений о мире, в котором соседствуют личностные амбиции и «благородные порывы», критика свобод и достижений Запада и пропаганда культурных ценностей Африки, обиды за колониальное прошлое своей страны и желание что-то «доказать» благополучному Западу, подражание европейским кумирам и восточная экзотика…

Спектакль Куби на Новой сцене Большого театра вновь напомнил о существовании мультикультурного контекста современного художественного мира, который способствует формированию новой эстетики музыкально-пластических искусств XXI века. Для ее понимания требуется отказ от сложившихся стереотипов и представлений.

amp-next-page separator