Страсти по «Вагановке». Цискаридзе, Асылмуратова, Лопаткина

Развлечения

На недавней встрече со СМИ и критиками высокие чины Академии, опытнейшие педагоги, ветераны Мариинского (Кировского) театра, нынешние солисты Мариинки не жалели эмоций в описании тех «ужасов», что ворвались на улицу Зодчего Росси в конце октября.

Хедлайнером встречи была заявлена профессор Алтынай Асылмуратова, и.о. первого проректора – худрук Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, народная артистка России. Об этом сообщалось в анонсах, которыми журналистов бомбардировали устроители встречи накануне. Однако, получив приглашение, наш питерский корреспондент рискнул поспорить со своим коллегой, авторитетным балетным, что всеми уважаемая Алтынай Абдурахимовна не появится в пресс-центре, потому что ее имя в анонсе – не более, чем поднимающая рейтинг ожиданий от этой встречи «приманка».

Ведь ее имя активно муссировалось в последние дни в СМИ наряду с именами Николая Цискаридзе и Ульяны Лопаткиной, мегазвезд балета, которым нынче доверено Минкультом выводить Вагановку на путь истинный. Наш корреспондент спор, увы, выиграл – хэдлайнер не появилась.

После возмущенных слова спикеров о происходящем в Вагановке, «Вечерняя Москва» задала свой вопрос.

– Почему на нашей встрече не присутствует уважаемая Алтынай Абдурахимовна?

На вопрос ответил Алексей Фомкин, и.о. проректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой:

– К сожалению, наш состав изменился – в связи с тем, что идут репетиции зимнего «Щелкунчика» у детей, и резко все подвинуть нельзя. Вроде мы договорились, но… Параллельно идет олимпиадная история: Академия участвует в Олимпиаде, выехать должно огромное количество детей, она с ними сейчас занимается. Поэтому не получилось.

…Похвально, что Алтынай Абдурахимовна так отдается репетиционному и учебному процессу, что и часа не смогла выкроить, чтобы изложить свою точку зрения перед восьмью телекамерами, десятками представителей российских и западных СМИ! Но зачем тогда было меньше чем за день до встречи оповещать СМИ о присутствии профессора, ведь, судя по ответу и.о.проректора Фомкина, ничего форс-мажорного за день не произошло!

Второй вопрос нашего корреспондента спикерам встречи звучал так:

– Как вы относитесь к открытому письму худрука Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Яковлевича Эйфмана в связи с ситуацией, сложившейся вокруг назначения Николая Цискаридзе ректором Академии балета?

И снова ответил Алексей Фомкин:

– Как я могу относиться? Это право каждого хореографа – высказать свое мнение на этот счет. Я понимаю подтекст вашего вопроса: у Бориса Яковлевича своя собственная школа.

– Школа? Наверное, все-таки Академия!

– Но вообще-то у него училище. Назвать можно академией, но вообще-то это училище среднепрофессиональное (существует постановление «О создании Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Академия танца Бориса Эйфмана», подписанное экс-губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко – Прим. Авт.). Возможно, что он видит так ситуацию – это его право.

К ответу Алексея Фомкина первый солист балета Мариинского театра, заслуженный артист России, лауреат международного конкурса Илья Кузнецов счел нужным добавить:

– Мы к Борису Эйфману очень хорошо относимся, это потрясающий балетмейстер, но он не является учеником Академии русского балета.

– Но он был педагогом Вагановского училища.

– Нет, он не выпускался.

… Но мы и не утверждали, что Эйфман был учеником Вагановки или ее выпускником; этого учебного заведения, а, как не так давно рассказывал Борис Яковлевич в интервью «Вечерней Москве», он «начал свою карьеру в 1967 году в училище Вагановой, потом десять лет там проработал». К тому же, на наш взгляд, фраза о «каждом хореографе» звучит из уст уважаемого А.Фомкина небрежно, ведь речь об Эйфмане – худруке прославленного театра, народном артисте России, лауреате Госпремии России, хореографе с мировым именем, ярком педагоге.

И на третий вопрос нашего питерского корреспондента ответил Алексей Фомкин.

– Способна ли Ульяна Лопаткина стать полноценным худруком Вагановской академии? Ведь она достигла примерно того возраста, в котором Алтынай Асылмуратова вступила в эту должность, а заслуги Лопаткиной, как балерины, неоспоримы…

– Возможно, у Лопаткиной ситуация такая: «без меня – меня женили». Она в академии не появлялась, никаких разговоров ни с прежним ректором, ни с профессорско-преподавательским составом не вела. Оценивать ее возможности должен тот человек, который будет ректором. У нас по уставу есть ректор и проректора, а худрук – один из проректоров, который назначается ректором. Это прерогатива ректора, который будет избран, и он будет решать – может она, или нет.

- А как вы полагаете, по какому варианту дальше будут разворачиваться события?

Первый солист балета Мариинского театра Илья Кузнецов:

– От нашего министра культуры можно ожидать все. Он может за пять минут что-то придумать... Мы верим, что здравый смысл все-таки есть в этой стране, и Владимир Владимирович Путин, наверное, нас услышит, задумается о том, что культура в нашем городе умирает. Это не только Академия на Зодчего Росси, у нас же много оркестров распустили, институты культуры, истории, и так далее. Но если мы все сплотимся и пойдем на министерство культуры, то мы его просто растопчем….

– … крепкими балетными ногами! – корреспондент «ВМ» не удержался от реплики

(… После встречи Илья Кузнецов, представ перед телекамерами, в сердцах произнес:

– Я же артист балета, я всю жизнь молчал и только ногами работал, что они с нами сделали: они из мамонтов превращают нас в слонов!)

…А теперь – эмоции в сторону. Руководство и педагоги Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой заявили, что единственный выход из сложившейся конфликтной ситуации – проведение честных легитимных выборов ректора: «Мы ждем от Министерства культуры соблюдения законности при проведении выборов». Выборов, на которых Николай Цискаридзе станет одним из претендентов на пост ректора. Среди других возможных претендентов на встрече были названы Алексей Фомкин, Илья Кузнецов и и. о. заведующего балетной труппой Мариинки Юрий Фатеев.

– У нас в академии есть достойные люди. И все они, как и Николай Максимович, полностью отдают себя балету, – заметил солист Мариинского театра Юрий Смекалов.

… И все же вернемся к вопросу: почему не пришла Алтынай Асылмуратова? Не потому ли, что она склоняется к тому, что в итоге все равно на «трон» ректора взойдет Цискаридзе, а нынешний и.о. худрука пока останется на своем посту. На переходный период. Это было бы и логично, и компромиссно. Уважаемая Ульяна Лопаткина находится в столь блистательной форме, что будет еще танцевать, а сезона через два-три, когда страсти улягутся, «заглянет» в Академию на Зодчего Росси.

Кстати, срок выборов пока не определен: руководство вуза намерено обратиться к и.о. ректора Николаю Цискаридзе с просьбой созвать заседание ученого совета, который по уставу академии должен собираться не реже раза в два месяца. Последний раз учсовет собирался в октябре, еще до бурных событий, до смены руководства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕНиколай Цискаридзе о конфликте вокруг Академии Русского балета имени Вагановой: «Мне все это кажется очень странным!»

Народный артист России Николай Цискаридзе дал эксклюзивное интервью "Вечерней Москве".

- Николай Максимович, поздравляем с «переездом» в Петербург, город, в котором вы много танцевали, в котором постоянно выступаете с творческими вечерами, городе, где несколько лет назад приобрели квартиру!

- Спасибо, наконец-то!

- Несколько дней назад г-да Фомкин и Кузнецов (Алексей Фомкин, и.о. проректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Илья Кузнецов,первый солист балета Мариинского театра. – Прим. Авт.) выступали перед журналистами не только Петербурга, но всего мира, потому что к конфликту в Вагановке сейчас приковано всеобщее внимание. Илья Кузнецов сказал, что они «растопчут министерство культуры», на что я с иронией добавил: «…крепкими балетными ногами!». Ваши визави позволяют себе такие высказывания на большой пресс-конференции, в солидном информационном агентстве, при этом, оба называются в числе претендентов на участие в предстоящих выборах ректора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой… Это же уму непостижимо!

- Знаете, я не хочу никак обсуждать моих коллег, их высказывания, их действия, потому что у нас демократическое общество, и каждый имеет право на свою точку зрения. (полный текст интервью)

amp-next-page separator